Черниговский АН-2 и сегодня летает в США!


Черниговский АН-2 и сегодня летает в США!

О том, что наш биплан АН-2 перелетел половину земного шара, знает только, наверное, круг летчиков Черниговщины, их друзья и родственники. А также участники, можно так сказать, авантюрной сделки из Англии, Чехии и США. В итоге, после преодоления половины земного шара на однодвигательном самолете с максимальной скоростью 190 км/ч, советский самолет был продан. 

А в Чернигове появился новый дом для летчиков, половину стоимости которого составили 25 тысяч долларов, вырученные от продажи самолета.

В 1992 году этот перелет был достоин записи в Книге рекордов Гиннесса, но увы на то время это стоило 200 долларов. Реалии не позволяли: развалившийся СССР, замороженные предприятия и отсутствие денег у граждан.

Вся история уникального полета, из-за которого в 1992 году впервые за историю Советского Союза был продан русский самолет, да еще и в Америку (!), началась со встречи на авиашоу в Чернигове пилота АН-2 Петра Невойта и англичанина Кена Баллингтона.

Англичанин изъявил желание купить народный русский самолет. Идею восприняли с интересом: финансовые затруднения, распад Советского Союза, а вместе с ним и всех предприятий Девяносто процентов АНов простаивало в ангарах без дела И тут коммерческое предложение прибыль! Предложение заинтересовало черниговского летчика.

Сделка

Разрешение получали долго и нудно, как обычно в госсфере, и всеми методами: в том числе через подношение колготок и духов секретаршам (всяких иностранных вещиц надарил Кен семье Невойт). Бумажные дела и хождение по чиновничьим кабинетам длились больше полугода И вот разрешение на руках!

Внимание! Продается самолет!
 


Удивляться было чему. Продается первый советский самолет раз; в Америку два; черниговскими летчиками три! Разрешение летчикам дали, но на вопрос о командировочных министр транспорта ответил: У меня денег нет. Летите как хотите. Сами захотели.
Что ж, захотели сделали. И на 4 марта 1992 года был запланирован перелет кукурузника, одномоторного биплана, по советскому Заполярью в Америку, штат Теннесси, Мерфисборо.

Стартуем! 

Пункт отправления Чернигов (областной центр уже независимой Украины), пункт прибытия Мерфисборо, штат Теннесси, США.

Гудит родной аэродром, 
огнями светит ласково. 
Он всё равно, что отчий дом, для летчика гражданского


Петр Невойт, командир летного звена и по совместительству коммерческий директор Черниговского объединенного авиаотряда в 19891991 гг., инициатор и идейный вдохновитель перелета советского АН-2 из Чернигова в Америку
. До невозможности экстремальный, авантюрный и просто жизнелюбивый человек, Петр Невойт рассказывает:

Денег на перелет не было. Сафонов, командир авиаотряда (спасибо ему!), выделил теплые вещи, выписал унты, новые меховые куртки. Продукты питания (а полет предстоял в 80 летных часов!) нашли таким образом обратились к директору торгового центра Дружба: Напишите на борту рекламу своей Дружбы, дайте макарон, масла, ящика четыре водочки и ваша реклама пять лет по Штатам будет летать! 

Уговорили: завтра мне надо вылетать, а они еще на фюзеляже свои номера телефонов и факсов рисуют!
Летели двумя самолетами, одним не рискнули. Экипаж продаваемого самолета: я, Владимир Сафонов второй пилот, Владимир Миронов летчик-инструктор, Валерий Сакун бортинженер. Второй АН-2: Петр Федорченко пилот, Николай Овсянников бортинженер, Саша Олех второй пилот.
Сопровождение второго самолета для страховки перелета продаваемого АН-2 было запланировано до Бухты Провидения (аэропорт на Чукотке самый дальний северо-восток, окраина Советского Союза).

Если с едой хоть как-то устроились, то с аварийными спасательными средствами почти никак. Взяли двуручную пилу и по топору на каждую машину. Никаких плавсредств, аварийных огней, обогревателей нам не дали.

Но самое главное через начальника Черниговского военного авиационного училища, уже покойного генерала Виктора Кузюбердина, раздобыли 20-литровую канистру чистого медицинского спирта. Самую твердую валюту по северным меркам!

Холодной дорогой в небе. Заполярье

Летчик над тайгою 
точный курс найдет,
Прямо на поляну 
посадит самолет.


Летели без посадок по 1200 км, хотя АН-2 предназначен для полетов без остановок протяженностью в 990 км. Самый сложный полет через Север... Ужасные погодные условия. Ветер, самолет легкий бросало туда-сюда, и температура на борту минус 40, минус 50... А отопительных приборов у нас не было. На Севере как происходят полеты: разрешения на взлет можешь ждать хоть месяц в каком-то поселке: нет погодных условий и все! Резервов бензина не было. Выпрашивали на всех остановках. 

Разрешения на посадку нет! А мы все равно садимся бензина в баке нет, никуда не денешься. Спирт меняли на бензин в местных поселках. Не зря взяли, как я и предполагал.

Из Чокурдаха летели ночью: утром в тех местах бывает сильный ветер. И тут у нас мотор захлебнулся. Ну, думаю, попали! Первая попытка не запускается! Вторая не запускается! Температура воздуха минус 50, двигатель же остывает мгновенно. Падаем! Высота уже 60 метров! Остается десять секунд до падения. Но кто-то из нас в рубашке родился таки запустился мотор! улыбается Петр Невойт.

Летим. Ночь морозная, ясная, красивая. Но эта красота таит в себе смертельную опасность. Звезды отражаются в снегу и непонятно, где небо, а где земля. При ночных полетах на Севере положение самолета показывают только приборы. Но таких приборов тогда еще не было, из-за этого на Севере разбилось много летчиков. В таких случаях кажется, что самолет кренится влево или вправо, что переворачивается, иногда впечатление, что вниз головой летишь.

В полете ели сливочное масло: механик разбивал его молотком, потому что на морозе оно стало как стекло, а подсолнечное масло настолько загустело, что его можно было мазать на хлеб. Основной пищей были консервы Скумбрия и мерзлый хлеб.

Прилетели в Черский. Бензина, как всегда, нет (так нам заявили официально). Но когда мы, посовещавшись, решили предложить лыжи АН-2 в обмен на бензин (а летные лыжи в тех местах на вес золота, уж больно они на Севере необходимы), нашелся и бензин. Болезненное было решение отдать лыжи, ведь еще 1500 км только по нашей территории нужно было пролететь. Но зато нас заправили, по 1200 л в каждую машину. И это все тихо, подпольно, чтобы, не дай бог, кто-то не увидел.
В Черском мне бивни мамонта предлагали. Приходит один охотник говорит: В Америке загонишь!

Оказалось, что он нашел целого мамонта, вытащил череп и бивень, а куски мамонтятины в капканы закладывал, чтоб песцов ловить.
Добрались до Бухты Провидения. Самый что ни на есть север, здесь уже заканчивался Советский Союз и начиналась граница с США.

Погоду в Бухте Провидения долго ждали. Наконец-то погоду дали, идем на таможенный досмотр, а тут новый сюрприз, таможенник пристал: мол, у вас есть золото и кость мамонта! Раскручивайте самолет! Пока он нас три часа досматривал, поменялся ветер, погода испортилась, пошел снег. И хотя я боялся обледенения, надо было взлетать. Если не вылетим, то опять три недели придется ждать разрешения. Диспетчера говорят: Вылет запрещаем! 

Погода уже минимум: снег, возможно обледенение. При том ветре нам надо было взлететь на гору, развернуться, опять попасть в дырку ущелья, выйти на надводную поверхность, а уж потом брать курс на Америку. Разворачиваться над дырой противоречит всем полетным нормам, но другого выхода я не видел. Как командир экипажа принял решение: будем взлетать! Взлететь из дыры, развернуться и снова в нее попасть примерно то же, что с размаху с первого раза нитку в иголку вдеть. Взлетаю в этом кармане ущелья, разворачиваюсь, попал на привод, выскакиваем в дырку! Просто не берусь описывать, настолько это было опасно: полсекунды и можно навсегда на горе остаться!

Ах, Америка!

В Анкоридже, на Аляске, был такой забавный эпизод. Володя Сафонов любил пообщаться с местными жителями на английском в котором был, так скажем, не очень силен. И вот подходим мы к аэродрому, а возле нашего самолета толпа народа, местные жители, которые что-то активно обсуждают Мы подошли, все затихли, а один, самый смелый, выходит из толпы и говорит: А покажите, куда вы в самолет водку заливаете!

Оказывается, на вопрос журналиста, как на таком самолете возможно пройти такое расстояние, Сафонов ответил: Петр взял ящик водки, так и долетели.
В Америке не верили, что мы действительно пролетели такое расстояние над тундрой и пустынной северной местностью. Одни говорили, что самолет привез золото, другие что такой перелет просто невозможен и самолет привезли на корабле, для публики.

Из Анкориджа в Мерфисборо

Вместе со Стивом, новым владельцем нашего самолета, мы летели из Анкориджа в Мерфисборо. Стив встречал нас на Аляске.
Во время уже последнего перелета по воздушным потокам Америки самолет заледенел. АН-2 мгновенно превратился в ледяную глыбу. Высота падает, самолет хрипит и стонет. Океан все ближе и ближе тянется к самолету! За штурвалом Володя Сафонов пытается управлять, Стив застегивает плавательный костюм военного летчика, настраивает в кармане устройство спутниковой координации. Я размышляю над смыслом жизни, а Валера Сакун молится. 
Но над самым ковром воды судьба послала смельчакам поток теплого воздуха оттаяли!

***

В Мерфисборо прошла торжественная передача ключей летной машины Стиву. Семнадцатилетний советский кукурузник продан американскому пилоту за 25 тысяч долларов. Сегодня же рыночная стоимость нового АН-2 75 тысяч долларов. 

На то время, когда осуществляли перелет, мы даже и не знали реальной стоимости АН-2. Ведь таких сделок еще никто не совершал, говорит Петр Невойт. 
Ну что ж. Кто-то ведь должен быть первым! А мы должны об этом знать.

КСТАТИ

В советское время хорошо были развиты местные авиалинии и даже в самых мелких городах и поселках были свои аэропортики, из которых бабушки и дедушки на АН-2 могли долететь в любое село к родственникам на картошку, или же привезти детям гостинец в город, или просто слетать в соседний колхоз на сельскохозяйственные работы.

Так, и у Чернигова был свой аэропорт, в с. Шестовица. Построенный в 1980-х годах с капиталовложением в 12 миллионов долларов фантастическая на то время сумма. Аэропорт строился с расчетом на пассажиропоток в 500 человек в час! Представьте: 250 пассажиров улетают из Чернигова, 250 прилетают Основными летными машинами были все те же народные АН-2 и вертолеты МИ-2. 

Так что аэропорт Шестовица известен всем черниговчанам старшего поколения. А поколению молодому полетами уже не самолетов, а машин, драг-рейсингами. 

СПРАВКА

АН-2 легкий транспортный самолет, биплан с расчалочным крылом. Эксплуатируется с одним двигателем АШ-62ИР Швецова мощностью 1000 л. с. и винтом АВ-2. Крейсерская скорость 150190 км/ч, дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 990 км. В основном этот сельскохозяйственный самолет использовался в СССР на местных воздушных линиях
Для справки: протяженность экватора Земли 40 тыс. км. Черниговскими летчиками же было запланировано преодолеть 15 800 км, практически половину земного шара, на биплане.


ВНИМАНИЕ!

Написанная Петром Невойтом книга об этой удивительной истории вышла в свет. Под холодным названием Ледяной перелет.



Петр Невойт в небе над Америкой



АН-2 в снежном плену

Елена Весельская, фото из архива Петра Невойта, еженедельник Взгляд, №40 (174)