Функции, задачи и документация
совета общественных радиолюбительских объединений в Украине

 



Виктор Иванович Пащенко UT2UQ



Всеукраинское общественное объединение
“Лига радиолюбителей Украины”

 методические рекомендации
для общественных радиолюбительских объединений
(проект)

авторы: ……Пащенко В.И. (UT2UQ), ……


Одобрено на заседании
Совета ЛРУ …. февраля 2013 г Протокол № …

Киев 2013 г.

…….Пащенко В.И. (UT2UQ)…… Функции, задачи и документация совета общественных радиолюбительских объединений в Украине /методические рекомендации/ ЛРУ – 2013. __стр.

Предназначены в качестве методических рекомендаций для руководства деятельности общественных радиолюбительских объединений

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление ………………………………………………………………….
1. Функции совета объединения ……..….…………………………………
2. Обязанности совета ………………………………………………………
3. Основные правила работы совета ……………………………………….
4. Ответственность Председателя совета (Президента) ……..……………
5. Документация совета ……………………………………………………..
6. Протоколы заседаний совета, общего собрания, конференции ………..
7. Правила оформления протоколов ………………………………………..
8. Отчетность совета …………………………………………………………
9. Практические вопросы для совета по финансовому
менеджменту (управлению финансами) ………………………………….
Заключительная часть ………………………………………………………….

03057, Киев 57, проспект Победы 52/2, оф.29, ЛРУ
http://uarl.org.ua/

Вступление
Методические рекомендации могут быть интересны членам органов управления общественных радиолюбительских объединений Украины как инструмент для более эффективного и системного управления деятельностью исполнительных органов, отдельных структур и в целом объединения.
Основные вопросы, рассмотренные в данных методических рекомендациях: правила работы совета, функции совета, конфликт интересов, коллегиальное принятие решений, документация.
Структура общественных радиолюбительских объединений (далее – ОРО) зависит от видов и масштабов деятельности объединения, количества людей и организаций, которые заинтересованы в ее функционировании. Для начинающих свою работу объединения структура может носить условный характер. Для средних и крупных ОРО стоит принять во внимание несколько разновидностей структуры объединения, единицами в которых могут быть различные органы управления объединения.

1. Функции совета объединения
Высшим органом управления в ОРО является общее собрание (съезд, конференция). В этом разделе мы рассмотрим принципы работы органа управления, который подотчетен и выполняет решения общего собрания (конференции). Несмотря на то, что у большинства наших объединений совет, как орган управления – это все же формальная структура, как зарубежный, так и украинский опыт показывает, что объединения, где совет по-настоящему работает, развиваются более целенаправленно и успешно.
В зависимости от разных видов деятельности и направлений состав совета может иметь от 5 до 15 человек (желательно нечетное количество). В состав такого совета входят координаторы разных программ, что обеспечивает адекватное представительство различных позиций и направлений деятельности. Кроме того, в совет могут входить, в зависимости от структуры, представители организаций (клубов), входящих в состав объединения и отдельные представители объединения от физических лиц – членов объединения.
Как правило, члены совета, кроме Председателя совета (Президента), не получают заработную плату в этом органе. Расходы, обусловленные выполнением уставных обязанностей в этих органах, могут быть возмещены за счет средств объединения по решению совета, предусмотренные в годовом бюджете.
Основными функциями совета объединения являются:
- контроль за выполнением стратегических целей и задач объединения, определенных общим собранием (конференцией);
- мониторинг деятельности объединения в условиях изменчивой окружающей среды;
- ответственность за деятельность объединения перед общим собранием (конференцией), членами, донорами, правоохранительными и контролирующими органами.
Эти функции не может выполнять никакая другая структура, кроме совета. В идеале, совет не должен вмешиваться в общий менеджмент объединения, которым занимаются оплачиваемые сотрудники и в целом исполнительный орган объединения. Однако сотрудники ответственны за реализацию стратегии, выработанную советом, общим собранием, (конференцией).
Баланс ответственности между советом и сотрудниками исполнительного органа объединения зависит от конкретной ситуации. В работу административного персонала, который разделяет общие ценности и работает эффективно, совет вмешивается реже. В объединениях, где совет гораздо сильнее штата сотрудников исполнительного органа, они вынуждены более часто вмешиваться в менеджмент объединения. Однако в такой ситуации необходимо помнить, что совет, если не отделен от менеджмента, он функционирует в постоянном состоянии конфликта интересов, поскольку контроль и исполнительные функции в данной ситуации смешиваются одна с другой.

2. Обязанности совета
Независимо от размера и масштаба деятельности объединения, совет выполняет следующие обязанности:
- формирование и пересмотр миссии объединения. Совет обеспечивает реализацию миссии в объединении тем, что контролирует, все ли сотрудники исполнительного органа и члены объединения понимают содержание миссии, т.е. в обязанности совета входит хорошо и понятно сформулированное содержание миссии объединения и доведение ее до сотрудников, членов объединения и других заинтересованных лиц. Обязанностью совета в этом плане, является обеспечение того, чтобы миссия отвечала потребностям общества и членов объединения. Совет также обязан следить за тем, чтобы миссия была реалистичной по масштабам и ожидаемыми результатами. Стратегическая миссия объединения, как правило, описана в уставе;
- определение критериев успешности деятельности объединения и оценка деятельности объединения согласно этим критериям. Во время проведения оценки, совет должен следить за тем, чтобы были четко определены цели оценки, проанализированы результаты. Также необходимо убедиться в том, что рекомендации претворены в жизнь объединения;
- влияние на общее распределение ресурсов через стратегическое планирование и формирование бюджета. Планирование – это процесс определения целей и стратегии для их достижения путем соответствующего распределения ресурсов. Планирование может иметь различные формы: годовой бюджет, штатное расписание, CASH FLOW и др. Независимо от того, какой способ планирования выбрало объединение, контроль за планированием, как за эффективным и постоянным процессом, является основной обязанностью совета. Совет отвечает за то, чтобы ОРО имела необходимые для ее работы ресурсы: человеческие, материальные и финансовые. Это становится возможным при условии мониторинга финансового состояния объединения (внешнего и внутреннего контроля), своевременного возобновления материально-технической базы, привлечения ресурсов со стороны;
- учреждение общей политики работы объединения, которая включает: финансовую политику, кадровую политику, политику в отношении этических вопросов. Совет формирует ценности объединения и устанавливает стандарты их профессионального утверждения, как и своей собственной деятельностью, так и через политику, которую оно устанавливает;
- популяризация деятельности объединения: совет пропагандирует деятельность объединения в обществе и является связующим звеном между членами организации, донорами, клиентами, и другими заинтересованными лицами.
У совета также есть обязанности по отношению к своей деятельности.
Среди них:
- избрание Председателя совета (Президента), в случае, если это не предусмотрено полномочиями общего собрания (конференцией);
- привлечение новых членов, ресурсов соответственно потребностям объединения;
- разработка собственного плана действий и выработка приоритетов;
- контроль за деятельностью Председателя совета (Президента) и исполнительного органа;
- подготовка отчетов перед общим собранием (конференцией);
- мониторинг собственной деятельности и деятельности исполнительного органа.

3. Основные правила работы совета
Работа совета строится исходя из таких основных правил:
- совет знает и поддерживает миссию объединения;
- имеет регулярную информацию от членов объединения об оценке деятельности исполнительного органа;
- каждый член совета заранее подготовлен к заседанию;
- соблюдает политику предотвращения конфликта интересов;
- принимает участие в привлечении ресурсов;
- придерживается правил допустимой конфиденциальности на фоне гласности в работе;
- принимает решения коллегиально большинством голосов;
- популяризует деятельность объединения;
- не получает заработную плату за свою работу (кроме его отдельных членов).
Выполнение вышеперечисленных правил работы совета означает, что от членов совета ожидается регулярное участие в заседаниях совета, активное участие в рассмотрении того или иного вопроса при принятии решений и признание интересов объединения выше своих личных.
4. Ответственность Председателя совета (Президента)
Совет общественного радиолюбительского объединения не может эффективно функционировать без лидера. Председатель (Президент) ответственен за работу совета. Председатель совета (Президент) ответственен перед советом и общим собранием (конференцией) за деятельность, которую он осуществляет по управлению объединением по поручению совета, общего собрания или конференции.
Совет самостоятельно устанавливает сроки, в которые Председатель (Президент) должен отчитаться перед советом в период между общими собраниями (конференциями). Председатель совета (Президент), как правило, имеет право первой подписи на всех банковских и финансовых документах организации. Но бывают случаи, что право управления объединением принадлежит исполнительному директору (или секретарю), которого назначает совет, общее собрание или конференция. Законодательство бухгалтерское и налоговое определяет степень ответственности лица с правом первой подписи перед Законом.
Согласно ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 11.05.2000 г. №1807-III, «ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечения фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющее руководство организацией в соответствии с законодательством и учредительными документами».
В случае если у Председателя совета (Президента) есть право первой подписи, то его полномочия должны быть описаны в уставе организации.
Среди них:
- право подписи на всех банковских и финансовых документах;
- прием на работу и увольнение штатных сотрудников и привлеченных экспертов;
- управление ресурсами объединения: человеческими, материальными, денежными;
- представление интересов объединения в отношениях с органами власти и другими коммерческими и некоммерческими структурами;
- популяризация деятельности объединения в обществе.
По отношению к совету у Председателя (Президента) также есть свои обязательства:
- составление графика заседаний совета;
- подготовка и проведение заседаний, ответственность за документирование;
- в случае наличия в организации исполнительного директора, как лица с правом первой подписи – контроль за его деятельностью;
- отчетность перед советом по выполненным действиям.

5. Документация совета
Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную группу источников. Управление есть не что иное, как процесс передачи, оценки, преобразования информации и осуществляется в значительной мере в форме бумажного документооборота. Документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязательства, компетенцию, полномочия, подтверждают и доказывают их. Значение документов как исторических источников определяется в зависимости от их роли в общественном развитии и от научно-исторической ценности заключенных в них сведений.
Как вести внутреннюю текущую документацию общественного объединения в Украине? Законом она не регламентируется.
Приведем общепринятую примерную классификацию делопроизводственной документации:
1. Организационная документация: определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения и пр. Это – положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения.
2. Распорядительная документация: служит для реализации управленческой деятельности. Это продолжение документации организационной. Сюда можно отнести решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, приказы и пр.
3. Особый вид организационно-распорядительной документации составляют протоколы и стенограммы заседаний коллегий, собраний, съездов, конференций и пр.
4. Текущая переписка организации (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы и пр.). Сюда же можно отнести и письма в государственные и общественные органы, письма членов общественной радиолюбительской организации и т.п.
5. Плановая документация.
6. Учетная документация.
7. Контрольная документация.
8. Отчеты, в том числе бухгалтерские.

Документация может вестись в бумажном и (или) электронном виде. Электронный вид документооборота должен предусматривать надежность сохранения документов и их защиту от несанкционированного изменения (лицензионная система электронного документа оборота, например, Электронный архив ЭТЛАС).
Основным нормативным актом, регламентирующим технологию работы с документами, является разработанная в объединении Инструкция по делопроизводству. Она должна учитывать специфику данного общественного объединения. В Инструкции находит отражение весь процесс работы с документами, все принятые делопроизводственные процедуры. В приложении помещают схемы документопотоков, сложившихся из практики в общественном объединении, образцы бланков, образцы заполнения форм документов, примеры заполнения отдельных видов документов.
С Инструкцией должны быть ознакомлены все управленцы, менеджеры, бухгалтеры и другие специалисты исполнительного органа. Она служит своего рода методическим пособием для сотрудников объединения, причастных к работе с документированной информацией.

6. Протоколы заседаний совета, общего собрания, конференции
Совет свои решения оформляет протоколами. Протокол – это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений, а также является базовым документом отчетности. Составляет протокол либо один из членов совета, либо секретарь объединения. Подписывает протокол в обязательном порядке Председатель совета (Президент) и лицо, составляющее протокол. Также по желанию, все члены совета могут поставить свои подписи или внести свое особое мнение. Решения, касающиеся политики объединения следует собирать в папку, доступную для всех членов объединения и штатных сотрудников. Председатель совета (Президент), либо исполнительный директор (секретарь) отвечает за то, чтобы папка с документами своевременно пополнялась и когда это необходимо, вносились соответствующие изменения.
Как правило, уставные документы определяют минимальное количество заседаний совета в год. Некоторые советы пришли к тому, что им необходимо встречаться чаще, чем это определено уставом. Члены совета планируют дату своего заседания заранее, а также внимательно к нему готовятся. Квалифицированные решения зависят от двух факторов: точной и надежной информации и умения ей воспользоваться. Членам совета необходима точная и актуальная информация, а также они должны знать, как ее использовать для укрепления объединения. Члены совета должны потребовать у сотрудников исполнительного органа к заседанию, заранее предоставить требуемые материалы. Члены совета не должны стесняться требовать у сотрудников больше информации, если она необходима для принятия квалифицированного решения. Более того, члены совета не должны опираться только на сотрудников исполнительного органа, как на единственный источник информации, они нуждаются в других точках зрения, в том числе независимых экспертов и членов объединения, для того, чтобы быть уверенными в том, что имеют полную картину для обсуждения. Каждый член совета перед заседанием должен ознакомиться со всеми необходимыми материалами. Это сэкономит время, позволит провести активную дискуссию и сделает заседание более эффективным. Заседания проходят значительно продуктивнее, если повестка дня продумана и ей четко придерживаются все присутствующие. Члены совета с большим желанием принимают участие в заседаниях, когда предусматривается активная работа и настоящее обсуждение.

7. Правила оформления протоколов
Для того, чтобы протокол обладал юридической ценностью, необходимо следить, чтобы каждый такой документ содержал все необходимые реквизиты:
- название объединения;
- название коллегиального органа (совета, исполкома);
- дата заседания;
- номер протокола;
- инициалы и фамилии секретаря и председателя (Президента);
- состав присутствующих (список и число);
- повестка дня;
- текс протокола;
- перечень приложений (если они есть);
- подписи.
Текст протокола строится в соответствии с повесткой дня по разделам. Каждый раздел может состоять из трех частей и начинаться словами: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ, которые пишутся прописными буквами в начале раздела. После этих слов ставятся двоеточие, указываются фамилия и инициалы докладчика или выступающего, а через тире приводится текст их выступлений.

8. Отчетность совета
Уставные документы ОРО обычно содержат информацию об отчетности совета перед общим собранием (конференцией). В функции и обязанности совета входит подготовка отчета совета, который состоит из аналитической и финансовой частей.
Аналитическая часть состоит из подробного описания действий и мероприятий, которые проводились объединением в течение года.
Финансовая часть показывает, сколько денег поступило в объединение и от кого и на какие программы и административные расходы они были использованы. Как правило, это делается по итогам года и докладчиком выступает Председатель совета (Президент), либо другое лицо, которому совет эти полномочия делегировал.
На основании отчета совета составляется годовой отчет объединения, целью которого является – донести финансовую и другую информацию об объединении до внимания общественности. Годовой отчет объединения также может содержать выводы финансового аудита, независимых экспертов и отчет ревизионной комиссии. Для общественных объединений такое требование не является обязательным, но многие объединения понимают, что годовой отчет – это очень удобный повод для распространения информации о деятельности ОРО и его программах.
Законодательство не ставит жестких условий, в каком именно виде необходимо распространять годовой отчет. Поэтому совет решает самостоятельно, будет этот отчет в напечатанном виде, в каком количестве экземпляров, либо просто размещен в Интернете, либо развешен на стенде в офисе объединения.
Законодательство обязывает совет и исполнительный орган общественного объединения предоставлять сводную финансовую отчетность по их деятельности согласно пункту 14 приказа Министерства Финансов Украины № 37 от 24.02.2000 года.
Для соблюдения принципа гласности в работе промежуточные результаты работы совета и исполнительного органа объединения по отдельным вопросам могут доводиться в виде отчета до членов объединения на текущих собраниях радиолюбителей, озвучиваться на “круглых столах” в радиоэфире, освещаться в Интернете.
Через текущие собрания радиолюбителей, “круглые столы” в радиоэфире и Интернет совет может получить от членов объединения оценки о качестве проведенных исполнительными органами отдельных мероприятий для контроля, планирования вопросов заседания совета и в дальнейшем принятия решений.

9. Практические вопросы для совета по финансовому менеджменту (управлению финансами)
Следует отметить, что неприбыльное общественное объединение обязано быть зарегистрировано в налоговом органе, не зависимо – от его регистрации как юридического лица или легализации как неюридического лица в Министерстве юстиции.
Только после данной процедуры именно налоговый орган присваивает код неприбыльного объединения, дающий возможность в соответствии с уставными требованиями общественного объединения иметь определенные льготы по уплате или освобождении от уплаты налогов (Податковий кодекс України, Стаття 157. Оподаткування неприбуткових установ та організацій). Как следует из требований ст. 157 “Податкового кодекса України”, вопрос отнесения к определенной общественной организации к категории неприбыльной (подпункт б, г) напрямую зависит от утвержденного устава общественной радиолюбительской организации.
Рассматриваемые вопросы: Что такое управление финансами для неприбыльного объединения и какую роль совет играет в эффективном управлении финансами? Как составить бюджет объединения на год и по отдельным программам? Как наладить систему контроля за движением финансов в объединении?
Управление финансами – это продуманная система действий, которая направлена на привлечение и использование ресурсов с целью реализации миссии объединения. Каждое общественное объединение самостоятельно строит свою систему финансового менеджмента, руководствуясь своим опытом, доноры (для оценки предложенных программ).
Этапы составления годового бюджета объединения по всем программам.

Первый этап.
Определение финансовых целей с учетом стабильности в будущем. Обычно объединения берут прошлогодний бюджет и увеличивают его на 10-15 %. Это будет эффективно, если прошлогодний бюджет корректировался, а если нет, то существует вероятность повторить все прошлогодние ошибки.
Второй этап.
Выбор способа бюджетирования.
Существует несколько способов составления бюджета и организация может самостоятельно выбирать любой из них:
- метод снизу вверх. То есть отдельные бюджеты по различным программам в сумме с административными расходами объединения складываются в общий бюджет;
- метод сверху в низ, то есть наоборот. Определяется сумма всех возможно привлеченных средств и распределяется между программами.
- сводка поступлений средств CASH FLOW – показывает фактическое поступление денежных средств на расчетный счет и в кассу объединения и сколько необходимо потратить в определенный период времени. CASH FLOW является показателем финансовой стабильности в объединении. Планирование CASH FLOW предполагает планирование дополнительно привлеченных средств, которые в данный момент времени являются свободными, общего финансирования (привлечения средств), а также резерв платежеспособности, т.е. создание и накопление резервного фонда.
Планирование CASH FLOW позволяет:
- сокращать время, необходимое для расчетов;
- так называемая кассовая готовность, т.е. достаточное количество денежных средств на счету и в кассе для покрытия всех расходов;
- размещение свободных средств на депозитах.
Третий этап.
Сбор необходимой информации: финансовые данные прошлых лет, актуальные и проверенные рыночные цены, план счетов, прогнозы на изменение в законодательстве, знание «методологии» реализуемых программ;
Четвертый этап.
Составление калькуляции доходов и расходов.
С точки зрения налогообложения, доходы делятся на облагаемые налогом на прибыль и необлагаемые. Облагаются налогом виды деятельности, не описанные в уставе и доходы от осуществления коммерческой деятельности.
Классификация доходов.
Доходы делятся на доходы, получаемые в виде
- безвозвратной финансовой помощи, добровольных и благотворительных пожертвований;
- пассивные доходы (проценты, дивиденды, страховые выплаты и роялти);
- доходы от осуществления основной деятельности, описанной в уставе.
При составлении бюджета нужно не забывать о расходах:
- на исполнительный персонал, социальные отчисления и отпускные;
- расходы на банковское обслуживание;
- расходы на ремонт, обновление материально-технической базы, страхование;
- обязательные выплаты и налоги;
- на развитие организации (обучение, стажировки);
- на оценивание деятельности;
- на подготовку проектов;
- на презентационные материалы и годовой отчет;
- доноры (для оценки предложенных программ).
Пятый этап.
Утверждение бюджета. Функции составления и утверждения бюджета должны быть разделены. Бюджет является внутренним документом объединения, в его составлении участвуют как совет, так и сотрудники объединения, а утверждает его обычно совет. При утверждении бюджета необходимо обращать внимание на его соответствие запланированным действиям объединения. В общественных радиолюбительских объединениях – программа деятельности.
Шестой этап.
Контроль за выполнением бюджета, анализ и корректировка отклонений.
Необходимость корректировки бюджета может возникать в связи с:
- разницей в полученных доходах (как в большую, так и в меньшую стороны);
- разницей в расходах из-за неверно заложенной информации о ценах, ошибках в калькуляции, а также благодаря экономиям и скидкам;
- изменением программной деятельности.
Анализ желательно проводить часто, чтобы иметь возможность своевременно вносить коррективы. Также необходимо обратить внимание на то, каким образом изменения в бюджете отдельного проекта могут повлечь изменения в бюджете всего объединения. Обращайте внимание на процент отклонений. Большинство доноров без проблем соглашается на 10 % отклонений. Большие изменения требуют обращения к донору с просьбой, чаще с письменной, о возможности изменений в бюджете.
Корректировка бюджета может происходить так:
- урезание расходов (должно происходить таким образом, чтобы не задеть личные расходы и не ухудшить качество работы), увеличение расходов (должно происходить в случае привлечения дополнительных средств и началу работы новой программы);
- перемещение между расходными статьями и бюджетами программ;
Несколько советов по составлению бюджетов для доноров.
При составлении бюджета для донора в рамках заявки на грант необходимо учитывать:
- максимальную сумму выделяемой дотации;
- формат и валюту бюджета;
- какие группы расходов финансируются, а какие нет;
- требует ли донор дополнительного финансирования из другого источника или нет;
- точку зрения донора о возможных финансовых доходах (процентах), полученным благодаря размещению временно свободных средств гранта на депозитных счетах.

Управленческий учет в объединении предполагает организацию бухгалтерского учета таким образом, чтобы:
1. Были выполнены все требования Закона «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Закона «О налогообложении прибыли»;
2. Все первичные документы были оформлены в соответствии с направлениями расходов и содержали всю необходимую информацию;
3. План счетов был составлен по программам и был понятен руководству объединения. Во многих объединениях бухгалтерия находится исключительно в ведении бухгалтеров. Руководитель должен владеть полной информацией о состоянии бухгалтерии и контролировать работу бухгалтера и принимать решения в отношении методов ведения бухгалтерии;
4. Разделение расходов на программные и административные и соответствие их бюджету объединения;
5. Возможность получения быстрой информации о состоянии счетов. Для этого используются специализированные бухгалтерские программы, наиболее распространенная из них 1С бухгалтерия с дублированием на бумажных носителях. Бухгалтерская документация должны быть систематизирована по программам, аккуратно подшита, руководитель должен быть проинформирован о физическом местонахождении документов. Хорошо организованная бухгалтерия значительно облегчает составление отчетов для доноров.

Задачи руководителя объединения как лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета:
- совместно с бухгалтером составить приказ об учетной политике в объединении, определяющий основные методы ведения бухгалтерии;
- совместно с бухгалтером составить план счетов, утвердить принципы документооборота;
- проверка актуального состояния банковских счетов и кассовой дисциплины (остаток денежных средств в кассе не должен превышать установленного лимита);
- принимать решения о размещении временно свободных средств, каким способом будет формироваться резерв и покрываться непредвиденные расходы;
- принимать решение о проведении аудита в организации;
- утверждать финансовую отчетность.

Критерии выбора банка:
Сотрудничество с банком должно быть осознанным элементом управления финансами, ведь это влияет на уровень и доходов и расходов.
- состояние денежного капитала банка (информацию можно получить из финансового отчета банка);
- территориальная расположенность и компетенция отделов (определите, какая возможность пользоваться услугами в разных регионах, где находится ближайшее отделение какие вопросы может самостоятельно решать персонал этого отделения). Разъездной характер работ, присущий для неприбыльного объединения, наличие региональных отделений, благотворительные пожертвования, которые получают организации на различных благотворительных мероприятиях (а наличные средства необходимо в течение суток передавать из кассы на счет), другие срочные финансовые операции – все это должен обеспечить Вам Ваш банк.
- предложенный спектр услуг (выясните, какие услуги оказывает банк и как они соответствуют потребностям Вашего объединения: зарплатные проекты, депозитные вклады различной срочности, обработка дорожных чеков, оперативного получения информации о состоянии счета по телефону или Интернету – все это может понадобиться в Вашей работе.
- качество и цена услуг (быстрота и простота процедур при обслуживании, сколько стоит открытие счета и его ведение и какова плата за различные операции: оформление электронных карточек и др.);
- эффективность вложений (процентные ставки за содержание средств на депозите и текущем счете);
- рекомендации знакомых.

Заключительная часть
Для успешной работы совета, необходимо:
- вести правильно оформленную протокольную документацию;
- своевременно проводить плановые заседания совета в соответствии с уставом объединения с активным участием в решении вопросов;
- проводить внеплановые заседания совета с учетом насущных потребностей и меняющейся обстановки;
- осуществлять планирование в виде составления бюджетов;
- внедрить систему внутреннего контроля управления финансами;
- контролировать деятельность назначенного лица с правом первой подписи по управлению объединением;
- принимать участие в утверждении финансовой отчетности;
- регулярно заслушивать отчеты Председателя совета (Президента):
- иметь постоянную регулярную информацию от членов объединения об оценке деятельности исполнительного органа.


Пащенко В.И. UT2UQ


free hit counter