T31A - как это было или что-такое S 02,48 W 171,43. Часть Первая

Автор: Алексей UA4HOX

18.05.2011 10:07

ACHTUNG!  From UZ1RR. Кликните по фото и ждите.  Все фото в полном размере лежат на сайте автора.

Собираться в дорогу я начал основательно еще недели за две до отлета. Уже как опытный радиолюбитель я захватил все необходимое в серьезной экспедиции –плавки, спиннинг, ласты, маску, трубку, да еще и усилился ружьем для подводной охоты.

После длительных мучений было принято волевое решение о выделении значительной суммы для приобретения спутникового телефона системы Iridium, чтобы ни на минуту не прерывалась связь с родными и близкими, тем более, на семейном совете было решено что жена с подругой меня проводят до Гонк-Конга, ведь уезжаю на месяц…. Поехали…..

В Москве удачно встретились с Пашей – UX2HO, а также с курьером, который мне вручил спутниковый телефон. Правда при регистрации получился небольшой казус - мой саквояж потянул на двадцать восемь кило, и девушка – миссис Аэрофлот со словами: «Вот из-за таких самолеты и падают!», предложила два варианта - или доплатить за восемь кил из расчета 50 евро за кило или перегрузить часть багажа в ручную кладь. Я, естественно, выбрал второй. Объяснять, что оттого что восемь кг перекочуют из чемодана в ручную кладь самолету легче не станет, не стал, просто переложил ноутбук и какие-то причиндалы в рюкзак, добившись приемлемого результата в двадцать три кг, удачно сдал чемодан в багаж до Фиджи.

Десять часов лету до Гонк-Конга. В Гонк-Конге попрощались с женой ( ей надо было по магазинам, а мне – дальше лететь). Часа три разбирались с Пашей в аэропорту, как же нам перебраться в терминал отлета, но все прошло тоже удачно. Надо отметить что наш с ним русско-украинско- английский очень сильно отличается от китайско-английского (это кстати отмечается многими радиолюбителями, проводящими телефоном связи с китайскими радиолюбителями), что иногда приводило к недопониманию и переходу на язык жестов, но язык он ведь и до Киева доведет, не то что до Фиджи..

Небольшой перекус в китайском ресторанчике, где на мою просьбу принести хлеба удивленно посмотрели и показали на рис, и мы, с телами, скрюченными буквой «зю» от предыдущего перелета, отправились в очередной десятичасовой вояж по маршруту Гонк-Конг – Фиджи.

При прилете на Фиджи долго пытался перевести тело из двойной буквы «зю» в вертикальное положение. Злился, что очень долго тамошние таможенники проводили паспортный контроль и досмотр багажа, причем мой полуторапудовый чемоданчик, в котором уютно расположились 4 по 0,75 «Русского Стандарта» и четыре блока «21-го века», у них не вызвал подозрений, ведь видно - приличный человек, приехал отдохнуть! А вот Пашин кейс, в котором лежало два блока «Винстона», привлек усиленное внимание, как и вся Пашина персона – приехал отдыхать с маленьким чемоданчиком !!! Но все-таки выпустили, слава богу!

Только после третьей сигареты мои уши, опухшие без никотина за десять часов, стали принимать нормальную форму и настало время подумать о ночлеге. По фиджийскому времени было восемь утра, но по самарскому как раз была полночь и очень хотелось спать. Надо отметить, что и фиджийский английский тоже отличается от русского английского, но в меньшей все-таки степени, чем китайский, недопонимания и жестов поубавилось, но проблема все таки иногда всплывала.

Доболтавшись в местном турбюро в аэропорту до нужного нам результата, мы заселились в небольшой отельчик минутах в десяти езды от аэропорта, недалеко океана, за 135 фиджийских долларов (1$=1.7F$) за номер на двоих с завтраком и свалились спать.

Часов шесть провалявшись в постели, откушав в местном ресторане и окунувшись в тридцатиградусную воду Тихого океана, пришли в себя. Я пришел в восторг, увидев в меню ресторана при отеле милое название ChickenKiev, показал его Паше, и тут же не преминул заказать это блюдо. Но курица «по-киевски», в исполнении фиджийских поваров, мало похожа на курицу по-киевски, подаваемую в самарских ресторанах, правда, в целом, съедобно и вкусно. К сожалению, в оригинальном исполнении я это блюдо не пробовал, т.к. на Украине не был со времен СССР, а в те годы я в рестораны не ходил из-за низкой студенческой стипендии, а вот чтобы это изобретение украинского народа было в меню наших столовых – не помню.

Доскональное изучение меню вызвало разочарование отсутствием в нем таких блюд, как сибирские пельмени и котлеты по-сызрански, хотя и были представлены всевозможные гамбургеры и пиццы. Так прошел первый день моего пребывания в районе Южного Пасифика, в понедельник предстояли официальные визиты в посольство Кирибати и Инспекцию электросвязи Фиджи и надо было побриться, погладить выходные шорты, и наконец-то все-таки выспаться.

 

В семь часов утра, как и было заранее обговорено, нас с Павлом, т.е. по паспорту Павло, поджидало около отеля такси, все - таки предстоял неблизкий путь – больше двухсот километров до столицы островного государства Фиджи – города Сува. Размеры острова соизмеримы с размерами Самарской области, поэтому иногда путь занимает и несколько часов.

Что нас роднит с жителями Фиджи, так это полное отсутствие желания делать дороги. Хотя здесь и левостороннее движение, количество глубоких ям на километр дороги соизмеримо с этим показателем по Самарской области, но наверно, все же лучше, чем по м.о. Самара. И так же, как в Самарской области, местные жители, состояние дорог объясняют неблагоприятным климатом. Но все-таки один вывод можно сделать с большой долей вероятности, это то, что правостороннее, как в Самарской области и Американском Самоа, или левостороннее движение, как Англии, Фиджи и Западном Самоа - практически не влияет на качество дорог. Поэтому предложения о переходе Дальневосточного федерального округа на левостороннее движение, т.к. в праворульной Японии дороги хорошие, считаю абсолютно необоснованными – пример Фиджи, служит этому подтверждением.

Такие вот философские мысли меня посещали по дороге в Суву, под милое щебетание нашего водителя по имени Винод Чандра, которое я все равно не понимал. Посещение посольства Кирибати на Фиджи было успешным, посол, мсссис Алисия, сидела за окошком рецепции и вела прием. Т.к. других посетителей кроме нас с UX2HО в посольстве не было, все свое внимание она сконцентрировала на нас.

После того, как мы ее посвятили в сущность проблемы, которая заключалась в отсутствии диппредставительств Кирибати в России и на Украине, а Англия, представляющая интересы данного государства на постсоветском пространстве, практически прекратила выдачу виз в связи с наплывом бывших советских граждан на ее территорию, мы вынуждены оформлять визы по мере продвижения к конечной цели нашего путешествия - острову Кантон.

По слухам, с этим островом нет достоверного регулярного сообщения, там проживает чуть больше двадцати человек, но среди них есть представитель властей Кирибати, которые, кстати, располагаются на островах Гилберта, чуть больше тысячи километров западнее Кантона – полицейский Джон, который очень строго следит за соблюдением паспортного режима. Как законопослушные граждане, мы официально хотим получить визу в представляемую миссис Алисией страну, чтобы избежать всякого незаконного пересечения границы, т.е. вплавь с корабля.

Выслушав нас, миссис Алисия, нас послала. В министерство по тихоокеанским связям Фиджи, где мы должны были получить справку о фрахтовке какого-либо судна, способного перевести наши тела на расстояние в пятьсот шестьдесят морских миль ближе к экватору. На дипломатическом языке это означало, что мы потерпели полное фиаско. Но у нас были дополнительные доводы - это звонок доктору Грэхэму (Грайему по другой версии), кто это такой, об этом ниже, календарь на 2011 год, врученный мне в Москве фирмой, продавшей мне спутниковый телефон (хотел выкинуть еще в Шереметьево, а вот ведь пригодился(!), не зря тащил его пятнадцать тысяч километров, ну и конечно 0,75 «Русского Стандарта», вроде как случайно вынутого мной из рюкзака, но не спрятавшегося от глаз миссис Алисии.

После предъявления таких аргументов, миссис Алисия все-таки сдалась. Водка и календарь остались в посольстве Кирибати, видимо одно для украшения оффиса, а другое для использования на официальных приемах, и где-то через час в наших паспортах красовались новехонькие визы Кирибати аж до июля месяца!!! После традиционных фотографий на фоне портрета Президента Кирибати, мы рванули в следующую точку нашего вояжа – фиджийскую инспекцию электросвязи, или официально Telecommunicaions Authority of Fiji.

Полчаса мы искали улицу Гордон-стрит, 76 (улицу мы нашли быстро, а вот с домом вышла незадача - сердобольные фиджийцы посылали нас в разные стороны, пытаясь помочь, в итоге оказалось мы стоим около этого дома, там просто вывеску забыли повесить), и я наконец очутился в прохладе кондиционеров официального правительственного учреждения. Познакомился с мистером Невиллом, какую он занимает должность не скажу, поскольку Хране YT1AD рекомендовал обратиться именно к нему, который тут же пригласил меня в комнату переговоров.

На данные переговоры я выбрал другую тактическую схему - и начал наш разговор с вручения подарков – Русский Стандарт 0,75 – 1шт., что вызвало благодарность мистера Невилла и не привело в дальнейшем к возникновению каких-либо проблем. Моя задача в этом учреждении состояла в сдаче документов и оплате лицензий радиолюбителей, входящих в состав предстоящей в сентябре 2011 г. международной экспедиции для получение разрешения и позывных на работу в эфире с острова Фиджи, а также получения специального позывного сигнала для работы с острова Ротума, о котором заранее с мистером Невиллом договаривался Хранислав, и которое я должен был забрать.

Посмотрев документы радиолюбителей и взяв оплату за выдачу лицензий (65$ USA за каждую), мистер Невилл подтвердил, что запрашиваемые позывные свободны (тут принято спрашивать радиолюбителей о желании иметь какой-либо позывной, я например попросил 3D2OX– пожалуйста!!, захотел UA4HBW иметь 3D2VP – пожалуйста, – любой каприз за ваши деньги!

Со вторым вопросом дело было посложнее. Я попросил мистера Невилла выдать мне лицензию на работу с острова Ротума (3D2R по классификации DXCC), он вскочил, выбежал, и через пять минут, возбужденный, стал мне говорить, что все в порядке, запрашиваемый позывной свободен, и он очень счастлив помочь нашей команде. Позывной то свободен, но где бумага? Мистер Невилл на все мои попытки выяснить до конца ситуацию, только радостно кивал, и говорил – все в порядке, все в порядке, не переживайте!!. Черт с ним, пускай с ним Хране разбирается, решил я, и пожав руку мистеру Невилу, дипломатично улыбаясь и чертыхаясь про себя, уехал к себе в отель.

На следующий день, искупавшись в черном (от вулканического песка) фиджийском океане и отобедав, мы с Пашей по вечернему холодку перелетели в прошлое, т.е. в предыдущий день, - на другое островное государство - Самоа. Здесь в аэропорту Фалеоло нас встретил как всегда улыбающийся Хранислав YT1AD и отвез в отель, который находился рядом с портом города Апия - столицы островного государства Самоа, и, естественно, назывался «Хотел Марина».

По пути Хране жаловался, что очень устал от одиночества, что общаться с американцами уже тяжело, потому что кроме как о достоинствах трансивера Айком они не о чем не говорят, и что славу богу, теперь приехала хоть какая-то компания. Лайнер еще не подан, мистер Грэхем кормит завтраками, и это все начинает надоедать.

Мы прилетели в понедельник ночью, вторник, среда, четверг, только в ночь с пятницы на субботу мы тронулись в путь, т.е. началась морская фаза нашего путешествия. Но эти четыре дня не прошли даром. Мы много путешествовали по острову на взятой напрокат машине. Надо отметить, что водит машину Хране отлично, но только, если вы владелец проката – никогда не давайте машину господину Милошевичу, потому что колдобин и лежачих полицейских он не замечает принципиально.

За четыре дня я получил всего две шишки, а материальный ущерб составил только пол-ящика разбитого пива в багажнике, так что, в общем, искусством владения автомобиля с правым рулем при левостороннем движении, Хране владеет получше местных таксистов.

Где-то за день до пятницы нас остановил местный ГАИшник, и тут выяснилось, что на машине нет техосмотра , пришлось ехать в прокатную фирму и вместо раздолбанной Тойоты (причем, как я предполагаю, больше всего ее раздолбал Хране!) нам выдали практически новый Дацун, единственным недостатком которого было то, что руль у него был слева!!!!. Наверное это была единственная подобная машина на Самоа, только самое смешное, что, по стечению обстоятельств, мне на ней пришлось ехать самому, так что свой левосторонний водительский стаж я начал ночью на Самоа на машине с левым рулем, да еще и без прав, по другому стечению обстоятельств, оставшихся дома.

Чем мы занимались? Ну, с утра ездили по разным организациям по делам Хране, а дел он всегда найдет, где бы ни находился, в какой бы стране мира. Например, надо заехать в представительство Токелау - оформить визу, а вдруг заедем по пути? По пути в представительство возникает идея – а давай-ка тебе оформим лицензию на Самоа? Заехали, оформили. 5W0AR – это теперь тоже я. Потом надо заехать к японцу Ацу 5W1SA, продефектовать антенны, что были свалены у него в контейнере во дворе после экспедиции на о-в Свейнс N8S в 2007 году, посмотреть, переупаковать, промаркировать, подготовить к отправке на Фиджи. Ведь скоро им предстоит работать в предстоящей в сентябре 2011 г. экспедиции, то ли на Конвей, то ли на Ротуму, еще не решено окончательно.

Я предложил Хране объявить в интернете голосование, пусть радиолюбители решат, с кем им интереснее работать - на том и порешили. Наверно, это будет впервые, не по рейтингу территорий ARRL, а интернет-голосованием, решится судьба куда поедет экспедиция, участники готовы на все!

Японец – это вечноулыбающийся Ацу, каким ветром его на Самоа занесло, один бог знает. В Японии у него мать осталась, а здесь он живет один, в доме у него, как у заправского холостяка, сплошной бардак, куча какой-то аппаратуры, грязной посуды и чистых (ну в смысле пустых) пивных бутылок, так что местечко для работы в эфире нашлось только на террасе.

Хране достал из запасников своих Айком, Аком, ну и пошалили немного. Конечно на антенну Ацу (кусок проволки, привязанный к нижней ветке какого-то здорового дерева и разбросанными по земле пртивовесами, изображащими вкупе грундплэйн на двадцатку) много не наработаешь, но связей триста набрал за пару дней… Кстати, в это же время из отеля работали и американцы. Они поставили стиппайровский штырь во дворе, и от нечего делать шумели, как могли. Так что не удивляйтесь необычной активности в это время с 5W, получилась импровизированная неделя активности самоанских радиолюбителей.

Ну, а нашим самым любимым занятием на Самоа было завалиться вчетвером, за это время к нашей компании присоединился еще и Карлос EA1IR, до того, тоже бесцельно слонявшийся по отелю, в какой-нибудь шикарный отель, расположенный на побережье, растянуться на шезлонгах возле бассейна или пляжа, и кайфовать под лучами теплого южного солнца, изображая из себя постояльцев отеля. Я все ждал, что когда-нибудь охрана нас все-таки выгонит пинками, но этому сербскому Остапу Бендеру все сходило с рук….

Американская часть команды в это время сидела в отеле на террасе под навесом, вела какие-то беседы, и терпеливо ждала, когда же доктор Грэхэм начнет выполнять условия контракта и нам подадут долгожданную посудину. Эти заседания Паша даже окрестил заседаниями Конгресса.

Доктор Грэхэм вечерами очень долго и много говорил, делал честные глаза и при этом никто ничего не мог понять, где же собственно говоря корабль. Кроме американцев, среди постояльцев отеля был еще человек туземного типа, который, как и мы, тоже интересовался судьбой поездки. Как позже выяснилось, его звали мистер Ти, и он был министром в правительстве Кирибати по делам островов Феникс, и он ехал в инспекционную поездку на подведомственные территории.

Наконец, в пятницу, после обеда, разнесся слух – едет, едет!! И правда, в акватории порта объявился долгожданный ЭЭ БОТ под названием «Дискавэри». После того, как он причалил, все путешественники кинулись осматривать долгожданное судно, причем так никто и не сумел выяснить у Грэхэма, где оно болталось все эти дни.

Что такое Дискавери? Это корыто размером с ПСку, которые на Волге перевозят людей на турбазы, правда у него в трюме были оборудованы двенадцать двухярустных спальних мест, но мне показалось, что в подводной лодке будет намного просторнее, еще наверху была одна четырехместная каюта, и это на четырнадцать человек и трех членов экипажа?!!! При этом, кают-компания, совмещенная с кухней и местом управления судном, вмещала на обед четыре-пять человека. Была еще верхняя палуба, на которой, по задумке руководителей экспедиции, должно было разместиться оборудование.

Конечно, по-хорошему, человеку, подогнавшему такое средство для преодоления межконтинентальных расстояний, следовало бы сразу набить табло, но сидеть на берегу уже всем надоело, народ охватил энтузиазм, и весь личный состав экспедиции кинулся загружать продукты на корабль. Коробок было много, но все это загрузилось достаточно быстро, а вот как все это разместилось, я до сих пор не понимаю, ну кроме пива, восемь ящиков которого было ремнями привязано на палубе.

После загрузки надо было еще ехать в другое место – загружать оборудование и проходить таможню, для чего все заполнили эмиграционные карточки и сдали паспорта Грэхэму, он же по совместительству оказался капитаном и владельцем этого парохода. Часть людей осталась на корабле, а мы с Пашей и Хране вернулись на берег, посидеть в кафе, сгонять к Ацу и вкусить последних благ цивилизации – душ и кондиционер в гостинице.

Тут нам Хране сообщил новость – два человека из американской команды ехать отказались, и у него вообще-то тоже нет никакого желания болтаться четыре дня по океану в этой консервной банке, может быть пока не поздно, отказаться от этой затеи? Но мы с Пашей только покрутили пальцем у виска – ты что, ехали – ехали, и так все бросить? Ну и ладно, черт с вами, ехать так ехать – Хране только рукой махнул.

Часов в восемь вечера, загруженный под завязку, как оказалось, оборудование тянуло тонны на три, похожий на двугорбого верблюда, корабль приехал забрать нас. Тут выяснилось, что напрочь отказался ехать Карлос, молодой здоровый испанец, которому хватило часа прогулки на этом ботике, чтобы понять, что это абсолютно не его.

До полуночи шли всякие подготовительные мероприятия – увязка контейнеров, размещение отдыхающих, потом еще Грэхэм вместе с командой, какие-то непонятные две личности - парень с девушкой лет двадцати пяти, куда-то слиняли часа на два – оказалось, дозакупали продукты, как будто до этого времени у них не было!!. Все никак отчалить не могли. Посмотрел-посмотрел Хране на все это, рукой махнул, и сказал – ну вы как хотите, а я это все в гробу видал, я вас лучше здесь подожду…. Правда, доктор Арни N6HC все таки решился поехать, не бросать же команду без медпомощи.

Итого, в полночь кое-как к острову Кантон стартовали десять членов экспедиции, министр правительства Кирибати, капитан Грэхэм и команда из двух членов экипажа.

T31A - как это было или что-такое S 02,48 W 171,43. Часть Вторая

Автор: Алексей UA4HOX

18.05.2011 16:47

 

+ 7

+ 0

Статьи - Участие в экспедициях, работа в соревнованиях

Итак, в полночь к острову Кантон стартовали десять членов экспедиции, министр правительства Кирибати, капитан Грэхэм и команда из двух членов экипажа.

Через десять минут пути я понял, почему отказался ехать Карлос – этот ботик даже при небольшом волнении кидало так, что стоять было невозможно на ногах, а внутренние органы, по-моему, просто устраивали какие-то бесовские пляски внутри организма - такого я действительно еще не испытывал никогда. Я вообще никогда не страдал морской болезнью, но эту вакханалию выдержать наверно никто бы не смог.

Первые дня два все, включая и экипаж, просто плыли, свесив головы за леера, при этом никто даже не пытался перекусить. Американцы приклеивали какие-то пластыри за ухом от морской болезни, но мне кажется все равно легче было повеситься. По-моему, только Паша держался и только что-то бубнил насчет хавчика, а Дейв, профессионально связав узел линча, целый день на него с тоской глядел. Даже Джон N7CQQ, гордо демонстрировавший до поездки, выколотую у него на плече рыбу - свидетельство о морском прошлом - всю поездку валялся в каюте и нос оттуда высовывал только по праздникам.

Но все плохое, как и все хорошее, кончается, также пришел конец и этому пятидневному мытарству и к вечеру какого-то дня – счет пространства и времени уже нами был потерян, мы наконец-то доползли до цели.

Остров Кантон меня поразил сразу - ну просто полная разница по сравнению с тем что я видел раньше. По форме – это подкова длиной километров тридцать, ширина полосы суши наверно местами и полукилометра достигает, так что с одного конца подковы где мы находились, другая сторона еле-еле виднелась. Но больше всего меня поразила природа. Я думал, что это, как обычно, тропический рай, но больше походило на экваториальный ад. По сравнению с другими тихоокеанскими островами это была пустыня, усугубленная еще продуктами жизнедеятельности человека – всюду остатки ржавой техники, прогнившие ангары, какие-то протекающие сараи, такое впечатление, что я увидел картину после третьей мировой войны. Пальм практически нет, все заросло каким-то кустарником, пляжа тоже нет, зато есть хоть и прогнивший, но еще пригодный к эксплуатации причал, наследие военной мощи Америки, куда наш, с позволения сказать, корабль, и причалил.

Местное население нас встретило радушно, их всего человек двадцать, включая детей, по крайней мере я насчитал пятерых в разгрузочно-погрузочном возрасте. На причале нас ждал молодой полицейский в форме, который, после нескольких слов с министром Ти на местном диалекте, прошел на корабль, проштамповал наши паспорта, у него кроме формы еще и штамп свой есть, сказал - выходите, приехали, - переоделся, и, как все, начал выгружать наши причиндалы на причал.

Меня сразу поразило, что первым делом выгрузили какую-то картонную коробку. Когда ее сняли, то оказалось, что это был небольшой квадроцикл!!! А еще было четыре велосипеда!! и две четырехколесные тележки - серьезно американцы подходят к решению транспортной проблемы. Две коробки, килограмм по сто каждая, – это были разборные гаражи, судя по лейблам, которые планировалось использовать в качестве шеков. Что у них палаток больших нет - что ли? Ну как на ОЗЧРе??! – дешево и сердито! Четыре дизельных пятикиловаттных генератора по сто десять кг, и еще куча всего – пеликаны с трансиверами, коробки с антеннами, армейские раскладушки, черт те знает что!!

Выгрузка продолжалась до темноты, все устали, так что, собрав себе раскладушку, я уснул прямо на причале, остальные пошли спать на корабль – дождя испугались.

Почему-то сдвиг по времени как-то странно влияет на людей - все встали в шесть утра. Уже было светло и, позавтракав, по выражению Паши комбикормом, – хлопья с порошковым молоком и туда еще зачем-то компот наливают, разбрелись по намеченным целям.

Руководство экспедиции – Джей – W2IJ, выбирало места для размещения позиций, а я решил проверить местную фауну на наличие рыбы. Собрав прихваченный с собой легонький спиннинг, произвел несколько забросов. После второго заброса, почувствовав легкий рывок, я с удивлением вытащил пустую леску. Заменил блесну, снова забросил пару раз, но как и в первый раз эффект был тот же.

Легкий удар по удилищу и мгновенное ослабление натяжения лески. Сразу поняв, что и вторая моя чудная французская блесна за 10$ USA осталась в брюхе какого-то тихоокеанского кашалота, плюнул на все это безобразие, я сделал вывод – с леской 0,2 мм (100 кг на разрыв) делать на пасифике нечего, - тут нужны снасти посерьезнее.

К тому времени, руководство определилось с позициями. SSB позицию было решено развернуть прямо на причале и разместить в здании какого-то сарая, вроде с крышей, CW позицию решили разместить километрах в двух (техники девать некуда!!) в каком-то капитальном строении, но с половинкой крыши. Я тут же решил, что велосипед мне по возрасту не положен – младше меня по возрасту был только Дейв N1EMC, и останусь-ка я здесь, дабы не месить ногами пыль кантонских дорог.

Часов пять ушло на установку антенн, поставили антенны на 10, 12, 15 и 17 метров. Антенны все стационарные двухэлементные вертикальные яги, воткнутые в землю – конструкции, в принципе, легкосборные, технологичные, ну а насчет эффективности – можно, наверно, было что-то поинтереснее найти. Развернули шек, три трансивера Айком 7600, Аком 1000, Аком 1010, и еще какой-то киловатный усилитель Джона, на американских лампах, два генератора. Поехали!!! Пайлап: янки, японцы, местами – Европа, все как обычно, поработав полдня, что-то мне взгруснулось. Антенны были все соорентированы в сторону Америки, но Джей заверил, что лепесток девяносто градусов, крутить не надо - а что их крутить, на север – и хорошо!! Север – севером, а поставили они-то их на северо-восток, да еще расположили все антенны в одну линию, чтобы излучали друг в друга, что-ли?? Так кстати оно и вышло, перекрестных помех хватало.

Телефонный лагерь оставили на нас Джоном N7CQQ, а все остальные рванули в телеграфный лагерь, и к вечеру первого дня оттуда тоже начали сикулють на верхних бэндах. Поняв, что помощи уже не будет, и разобравшись в технологии сборки, я вечерком начал самостоятельно в сторонке мастрячить антенку на двадцаточку, но поднять не удалось, поскольку в семь часов на экваторе темень по полной. В первый день доработались до закрытия прохода, и пошли спать.

Наутро встал, попросил Джона помочь (он кстати всегда помогал мне во всех моих инициативах – человек!!) - и двадцатку поставили. Поскольку я сам выбирал место установки антенны, открутил градусов сорок в сторону Европы, на север же, Джей это заметил, но промолчал. Остальной народ занимался телеграфом.

Надо отметить что режим работы был примерно таким – с утра до вечера и всю ночь на НiBand проход был на Америку и Японию (вот ведь как!!!), к вечеру начинала пробиваться Европа, иногда, особенно на семнадцати и двадцати метрах проход на Европу был всю ночь. Антенны надо было ставить до одиннадцати дня, потом начиналось пекло и каждое движение давалось с большим выделением пота.

После двадцатки начал заниматься штырем на восемьдесят. В конструкции разобрался быстро, вообще-то это было два штыря на восемьдесят метров по тринадцать-четырнадцать метров с емкостными нагрузками и фазировкой, но я кое-как поставил один, экспериментировать с антеннами не было ни времени, ни желания. Мне повезло, Джон припер с собой приспособу для поднятия антенн, состоящую из оцинкованных труб, неимоврно тяжелых, но которой он очень гордился и ему не терпелось ее испытать в деле. На все мои разглагольствования о том, что давай лучше соберем народ, да пускай подержат оттяжки, он с маниакальным упорством таскал за собой эти водопроводные трубы. Короче, восьмидесятку с помощью приспособы Джона, бойца из местных, выделенного нам министром Ти. и божьей матери поставили.

Второй элемент уже ставить неохота было. Померял КСВ трансивером (что-то никаких антенноскопов я не наблюдал в комплекте оборудования экспедиции, здесь оборудования было не так много, нежели транспорта), порастаскивал аплоуд, что-то высоковато резонанс был, Паша прикрутил снизу кусок провода - все стало хорошо. Да и одного элемента хватит, решил я, и с восьмидесяткой успокоился.

Вечерком опробовал, все нормально, американцы идут, японцы чуть попозже тоже в очередь встали, ну там местные радио типа FK, FO, VK и ZL проходят всегда, как положено. Показал Джону, как это делается. Ему, по моему, тоже понравилось на более серьезных диапазонах удаль показывать - не только же на десятке с янками лясы точить! За ланчем договорился с Бадом, чтобы они мне штырь на 160 привезли, (все равно ведь ставить не будут!), на что Бад с ухмылкой согласился – все для тебя, дорогой… Они у себя на CW заканчивали с сороковкой и восьмидесяткой, и дальше уже ничего ставить не собирались, я же, помня наказы российских радиолюбителей решил хоть двадцать связей, но проведу, – просто если не я, то уже и некому было.

Вечером у меня был официальный прием. За время дороги, а особенно после того как я дал министру мистеру Ти позвонить домой в г. Тараву – столицу республики Кирибати, по радиолюбительской классификации – T30, со своего спутникового телефона, мы с ним сильно сдружились. Чем-то он мне душой напоминал русского человека, ну, например, идет в сортир с сигаретой в зубах, а на память приходит вечно-народное: «Ср….ть без куренья, то же, что пить чай без варенья».

Так вот я там взял в «аренду» хижину, вернее, занял самозахватом, с половинкой крыши. Правда, во время дождя это половинка протекала, и постоянно приходилось ориентировать раскладушку на минимум влаги, в зависимости от направления дождя. Мистер Ти разрешил мне повесить над моим жилищем российский флаг, и с тех пор это здание получило официальное название Раша Эмбасси, а чтобы быть ближе к дому, я на входе написал номер дома – Ударников, 13. И мистер Ти сказал, что теперь эта улица будет носить название Udarnikov. Ну - улица побратим, да она и мало чем отличаются от оригинальной, той что в Чапаевске….

Так, на вечер был назначен прием в Раша Эмбасси. Пришел мистер Ти с телохранителем, от Украины присутствовал Павло Буданов, от США Фил W9IXX, а принимающей стороной был я. На входе стояли несколько пластиковых стульев, и стояла бутылка под пепельницу, для культуры. К тому моменту у министра уже закончился ПэлМэл и он курил какую-то местную смесь, попробовать которую я не отважился, но не отказывался и от «21-го века», когда предлагали.

Мистер Ти принес на дегустацию какую-то жидкость местного разлива, под названием Коконет. По моему это была брага из кокосового молока, по вкусу напоминающая квас, что-то даже и градусов не чувствовалось. Пришлось идти на корабль, за Русским Стандартом, визит же официальный, надо было отдариваться. Подарок был с благодарностью и заверениями в искренней кирибатско-российской дружбе принят.

Визит был прерван появлением какой красной твари, сантиметров десять длинной с загнутым хвостом, как у скорпиона. Как в темноте ее увидел телохранитель мистера Ти (вот зачем ему телохранитель!) – загадка, но он вскочил, закричал, ударил ее камнем, но ударил настолько неудачно, что не убил, а она куда-то отлетела и все кинулись ее искать, чтобы прикончить, но тщетно. Уползла тварюга….Из рассказов я понял, что эта тварь - настоящий бич острова, ее укус не смертелен, но нога распухает, а потом несколько месяцев чешется, поэтому местные жители обычно сидят в позе лотоса на обеденном столе, так им спокойней - такая вот особенность местного уклада жизни.

На меня же эта история произвела неизгладимое впечатление, и я, пока находился на острове, постоянно смотрел себе под ноги, а перед сном по полчаса вытряхивал постель, опасаясь, что эта гадина захочет меня поиметь во сне.

Утром я решил проехаться по острову, пока был свободный велосипед. По слухам, где-то посередине находился брошенный американский военный аэродром и мне хотелось его посмотреть. Ехать туда пришлось минут сорок, далековато, да и погода была пасмурной, все ночь лил дождь, и моя резиденция сильно протекла.

Посмотрел остатки аэродрома, остатки каких-то РЛС, разрушенные здания, ржавые ангары, сгнившие остатки автомобилей. Сюрприз меня ждал по приезду, я застал мистера Ти, остервенело пытающегося добыть себе пива на корабле, две стойки по четыре ящика были привязаны стропами к корпусу корабля. Так получилось, что в верхних ящиках были только пустые бутылки, а мистер Ти тщетно пытался их убрать, чтобы добраться до живительной влаги, расположенной в нижних рядах. Но стропы были крепкими….

Я сразу оценил ситуацию, поняв, что дегустацией коконета дело вчера не закончилось, и явно в действие был приведен Русский Стандарт, после чего утром последовала такая реакция. Я тут же распутал стропы, снял верхний ящик и предложил министру пива. Он смог только прохрипеть - можно шесть?, я улыбаясь кивнул, поняв, что он трезво оценивает ситуацию и больше шести ему не унести. Взяв шесть на грудь, мистер Ти скрылся в ближайшем бунгало. Объявился он только через сутки, но весь день к его бунгало местные жители приносили коконет во всевозможных чайниках, тазиках и еще черт знает в чем.

Но надо было возвращаться к радиолюбительским делам. С утра для разогрева я поставил штырь на сороковочку – что нам с Джоном штырь на сорок, а дальше приступил к основной цели своего визита сюда. Можно провести тысяч десять связей на двадцатке, но люди это забудут, но если удастся провести 100 связей на сто шестьдесят, это будут помнить, потому что отсюда для многих известных радиолюбителей я буду первым!! Штырь «на сто шестьдесят» в американском исполнении оказался серьезной антенной, его длина в общей сложности составляла больше двадцати метров, четыре провода емкостной нагрузки, четыре резонансных радиала, все крайне серьезно!!

С конструкцией я разобрался достаточно быстро, штырь собрал, нагрузку и оттяжки мы вдвоем с Джоном распутали достаточно быстро, арматуру под крепления оттяжек нам забивал выделенный мистером Ти местный боец, а, надо отметить – это нелегкое дело, забивать в каменистый грунт незаточенную арматуру, – что, под углом обрезать, что- ли, не догадались? Обрадованный Джон приволок свою приспособу - наконец-то пригодится для настоящего дела!!!

Я пытался собрать народ на последний бой, подошел только Майк N9NS, остальные сделали вид, что мое английское Хелп ми!!! им непонятно. Даже Паша, который дрых на корабле под предлогом что всю ночь долбил на двадцатке, на мою просьбу о помощи послал меня по русски - далеко…. Ну что ж, вчетвером, так вчетвером….

С приспособой Джона вроде все получилось, подняли штырь, но где-то что замешкалось, оттяжечки чуть-чуть прослабли… Оставалось только как зайцам разбегаться от падающей дубины… Я тогда подумал, ну все, это был последний шанс…. Но на мое удивление первая неудача нисколько Джона не смутила, он спокойненько стал снова разворачивать штырь на стартовую позицию.

Видя наше непреодолимое желание и энтузиазм, на помощь пришли все-таки Бад N7CW и Джим K6ZH. Вторая попытка тоже потерпела фиаско. Сломалась и собранная из оцинкованных труб приспособа Джона, но слава богу, ремонт занял не больше пятнадцати минут. Третья попытка оказалась удачной, слава богу, и штырь занял положенное ему место. Весь остаток дня я провозился с радиалами, экспериментируя, как мог, в итоге наилучшим оказался вариант с двумя приподнятыми и двумя, лежащими на земле. На 1826 кГц КСВ оказался 1,3. Предовольно – подумал, и этого-то никто все-равно не ожидал.

Решил начать под утро, чтобы сразу расшевелить российскую общественность. Но вот свои силы не подрассчитал. Да и Дэйв N1EMC, отвечающий за компьютеры, маленько накосорезил. Когда я его вечером спросил – я могу работать телеграфом с SSB позиции? Нет проблем, нет проблем!!! Как желаете – ключом или с клавиатуры? Ну ясный перец, – с компьютера, я уж и забыл как манипулятор выглядит! Когда включил трансивер на сто шестьдесят, полоскало будь здоров, грозовые разряды через секунду били по ушам до плюс двадцати, хотя вокруг светило солнышко.. Часов в десять решил все-таки попробовать провести пару связей, и тут выяснилось, что чертов модем не стыкуется с трансивером. CAT-система идет, а ни CW, ни PTT – ничего. Дэйв был рядом, говорю, что за дела? Это не будет работать, тут модем не такой. Но из него же вот выходит провод на ключ! Нет, нет, тут SSB позиция, тут такие модемы, работай ключом! У нас за такие шутки обычно и оглоблей можно получить! А что делать?

Взял чей-то велик, поехал к Баду, он главный в телеграфном стане, просить манипулятор. Приехал, смотрю, бенчер свободный валяется, говорю Баду – дай!! А там все деды сидят ключами молотят, а Арни N6HC еще и на виброплексе чечетку выдает! Да, парни, что вам посоветовать? Наверно уже поздно что-то - только перейти на клоподав - ну для полной экзотитки! Ну Бад говорит - да забирай, мне для друга ничего не жалко!! Я схватил, а там разъем тонкий – какого черта? Так там оказывается еще и все со своими ключами электронными сидят, чем им трансиверные не подходят? Ну, в общем, Бад отдал мне свой манипулятор со своим ключом - уж не знаю, на чем он дальше работал. Приехал к себе, поставил.

Ну ладно, дай сикульну разок, не терпится же. После второго CQ пошли янки, связей пять провел, но разряды по ушам бьют, передал, извините, парни, мол, большие QRM, я пожалуй на сегодня QRT, и выключился. Главное, думаю, обозначить в кластере, что работаем, чтобы наши завтра готовились. Пошел поразвлекаться на сороковку.

Вот ведь что интересно, даешь по английски - слушаю сто сорок – сто пятьдесят, и добавляешь по-русски, ну для знающих - сто пятьдесят два. Приходишь на сто пятьдесят два, ладно чехи со словаками по-русски зовут, так толпа японцев тебя по-английски вызывет!!! Начинаю по-русски общий вызов давать, все равно японцы зовут, вот ведь какая япона-мать!! Японца на русском не проведешь, хитрые самураи!!!

Под утро на восьмидесяточке телефончиком - и ведь хорошо же слышно кое-кого. Вот с Витей UA4HBW поболтали о превратностях судьбы, о погоде, о пасхе, о подготовке к первомаю. Можно же порассуждать и о колорадском жуке, если находишься за пятнадцать тысяч километров друг от друга? Да и в вообще: « Всем! Всем! В эфире Тамара Тридцать Один Анна! Прием». Музыка! Вот так все ночь и проразвлекался.

Утром после небольшого отдыха, решили с Пашей все-таки поймать что-нибудь в океане. Взял ружье для подводной охоты и пошел нырять. К сожалению, океанская рыба на месте не стоит, постоянно плавает туда-сюда, а попасть в движущуюся мишень очень сложно, хотя я пробовал стрелять и по косякам наудачу, и по одиночным целям с упреждением, но попробуй, добудь что-нибудь при дальности выстрела всего два метра! Да еще и маска – протекала зараза, через каждые пять минут приходилось выныривать, воду выливать. Паша мне с причала в это время маяковал, дуй сюда, тут все на мази..

Ну плюнув на спортивную рыбалку, пошел смотреть, чем Паша занимается. Он тем временем приготовил браконьерскую снасть - кусок пятимиллиметровой капроновой оттяжки с крючком сантиметров пять длинной и филейным куском рыбы грамм в пятьдесят, - на эту снасть он таскал каких-то монстров защитного пятнистого цвета килограмм в десять. Штук шесть или семь таких «крокодилов» уже валялись на земле, и я с благодарностью принял Пашино предложение опробовать данный способ рыбной ловли.

Закинул кусок наживки с крючком, и пока он опускался наблюдал как мелочовка, ну аналоги волжских лещей сантиметров по тридцать длинной, пробуют кусок рыбы, причем это ощущается не только по подергиванию веревки, но и визуально. Но Паша, уже как опытный рыболов, сказал, чтобы я не спешил подсекать, и скоро за «лещами» должна подойти серьезная рыба, когда наживка ляжет на дно.

Его слова оказались пророческими. Почувствовав, что меня кто-то за веревку пытается утащить в океан, пришлось сконцентрироваться и вспомнив навыки, полученные на ежегодных областных слетах самарских радиолюбителей, где перетягивание каната входит в обязательную программу. Я с усилием моральных и физических сил вытащил на берег очередного тихоокеанского крокодила.

Правда, к моему разочарованию рекорд по размеру он не побил – один из пашиных «карасей» был реально больше, и хотя фишу уже было много, спортивный интерес взял свое и я решил продолжить. Следующую поклевку ждать пришлось довольно долго, минут пять, но рывок веревки был гораздо серьезней, чем в первый раз, и если бы веревка, как в первый раз, была обмотана вокруг моей руки, возможно даже навыки, полученные в радиолюбительских игрищах меня бы и не выручили, но я уже был начеку.

После некоторой борьбы попытался все-таки вытащить добычу, но к сожалению при попытке извлечь ее на поверхность, эта гигантская «пиранья» все-таки ускользнула. Последующее обследование показало, что разогнулся крючок. Но все равно, адреналина было достаточно, да и рыб истреблять надоело. Мы стали багром, другие способы были небезопасны – кое-кто еще разевал пасть с несколькими рядами зубов, перетаскивать рыбу на корабль.

Увидев это, мистер Грэхэм весь позеленел, и мне и Паше пришлось выслушивать лекцию о любви к природе, о бесполезности наших занятий, о том что эту рыбу есть нельзя, потому что она хоть и съедобная, но могла съесть отравленную рыбу, и поэтому возможно содержит токсины, что из нее все равно готовить ничего не получится и в конце нас обвинили в браконьерстве и нарушении экологического баланса Тихого океана, а рыбу этот гад выбросил в океан, со словами, что сейчас еще налетят птицы и из-за нас весь корабль будет ими обосран. А я так думаю, что ему просто не хотелось возиться с рыбой, ее же чистить надо, готовить что-то. Вот местные бабушки такую рыбу на солнце вялят, а потом все ее кушают, очень даже и неплохо, я пробовал. Ладно, я свое получил, пусть это на совести Грэхэма останется.

Надо было возвращаться к радиолюбительским делам, потому что после вчерашней рисовки на сто шестьдесят, что-то на меня стал хитро поглядывать Джон, и уже в четыре часа дня стал выпытывать, не пора ли начать работать на лоубендах. Видимо, соотечественники его днем достали. Я ему объяснил доступным языком, что сто шестьдесят в дневное время суток хоть оборись, кроме там FO или FK, ни до кого не достучишься, только солярку зря жечь в генераторе.

Но все-таки часов в шесть вечера пришлось начать работать на сто шестьдесят метров. Здесь все соответствовало канонам прохождения радиоволн. На моем сансете дружно стали подходить американцы, за час – связей сорок-пятьдесят получилось, после сансета спад прохождения, пошел поужинал. Через час пошел санрайз восточного побережья Америки, пошли восточные штаты, и часов наверно пять не переставая шла Америка, причем вроде бы и санрайз там уже прошел, а все идут и идут.

Я тем временем все гляжу на грейлайн, и что то не могу сообразить, а где японцы?, японский санрайз прошел, он уже где-то в Хабаровске - вот практически в полном составе отметилась одна область ДФО, солидно прозвучал позывной друга Чака JT1CO, а японцев что-то я и не слышу.Тут кто-то добрая душа мне передает – PSE DOWN, я крутанул приемник ниже, а там такая несмолкаемая какофония, что даже уши заложило. Забыл, я-то передавал 1826, а слушал 1828 или 1829, где помех меньше, а японцам- то можно работать только 1820-1825.Я там и не слушал, и не отвечал никому, но самураи видимо все ночь пытались до меня достучаться.

Пришлось как-то пытаться разрулить эту ситуацию, но она уже практически вышла из-под контроля. Обычно сдержанные и дисциплинированные японцы как будто сорвались с цепи, как только я им стал отвечать, эта какофония на их пяти килогерцах, просто превратилась в сплошной гул, из которого, лишь изредка удавалось выдергивать позывные. Причем, обычно, когда переспрашиваешь, называя две-три принятые буквы, большая часть японских станций порядочно смолкает, здесь же, по- моему, количество зовущих только возрастало.

Где-то час проработал на самураев, смотрю, что серая линия уже где-то по близости к Уралу подползает, да и самураи надоели со своим бардаком, попросил как людей - парни, тумороу суре, всех отоварю, и перевел частоту на наших, слушаю три выше!!, все хватит Японии! А в ответ тишина – только Гена UA9MA, поздоровался, и никого. Интересно, в предыдущий день, он на восьмидесятке меня просил что-то сделать со ста шестьюдесятью, страна говорит, нужна позарез. Я естественно ответил, что будет простава - будет страна, не вопрос! Ну пожалуйста, это вам надо? Оно есть у меня!! Гену было слышно хорошо, я тут же протелеграфировал - ура, бутылка!!!, на что в ответ - какие-то там - TU 73. Может мне кто-то объяснит, что значат эти загадочные буквы и цифры, будет бутылка или нет?? Еще целый час долбил CQ, CQ - никого, только ниже уровня шума - UA9Y…UA9Y… и дальше ну никак.

Стучал до пяти утра, бесполезно. Чего только за это время не наслушался от самураев, залезет кто на мою частоту приема, а ведь нельзя же нарушать частотный план, где хваленая японская законопослушность, и давай - то двадцать раз PSE DOWN, то пятьдесят раз LID, то опять PSE PSE (10-100 раз) DOWN, один раз не выдержал, сходил к ним. Стоит одна станция, одна-единственная, позывной свой все дает, ладно, думаю, наверно какой-то японский лоубэндерщик несгибаемый, отвечаю JA……… 599 BK, перехожу на прием и получаю гранатой по уху!! Они что там все ночь теперь караулить меня будут?!!!

Время – пять утра, еще темно, но вот-вот наступит уже день, что удивительно, на экваторе практически нет вечера или утра, очень быстро происходит процесс перехода из ночи в день и наоборот, а из наших никого… Видимо, нету сегодня пропагейшена, не судьба.

Пришел на корабль, залез на нары, оттуда Пашка с спросонья - ну че там??- да ничего, говорю, глухо как в танке. Ну пойду, говорит, пошумлю, не спится что-то. Приходит через час, сияет как чайник, там говорит твои были: и Витя UA4HBW, еще из ваших UA4HEJ, был UA9YA – вот кто все ночь скребся!!!, EY8MM Нодир отметился, всего станций десять было…. Досада!! Ладно, хоть Пашка сообразил до конца дело добить, а то совсем бы все плохо было. Всю ночь просидел, а самое интересное пропустил, ну ладно, на следующую ночь наверстаю, точно!!! Правда, это уже последний шанс – было объявлено, что 27 апреля – это по самоанской дате, по российской – 28, с утра собираем антенны и после обеда сваливаем, у меня билет на самолет со 2-го на 3-е мая, а сюда на корабле болтались четверо с половиной суток, не до шуток, второго надо быть в Апии.

Весь день я пытался заснуть, ничего не получалось, и жарко, и мухи, к нам пришел Майк покричать телефоном, второй аппарат был занят RTTY, надо было отрабатывать заявленные цели (см. сайт T31A.com). Третий агрегат был без ПА, потому что чтобы его подключить, надо было запускать второй генератор, а за время работы что-то из четырех привезенных дизелей два уже накрылись, так что работали в условиях жесткой экономии электроэнергии. Без ПА на штырь работать – только Европу смешить, все равно слышат плохо. Нет NA и JA - эти парни без проблем, ну покричал, но сон все равно не идет.

В этот день на 160 прохождение на американцев явно было хуже, а может в прошлый день большинство страждущих получило сатисфакцию, не знаю, но только NA станций звало намного меньше, пошли повторные связи – контрольные, что ли?, сильно вырос уровень атмосферных помех, да и спать что хотелось сильно… Несколько раз за ночь засыпал, но помня данное вчера японцам обещание, проснулся часа в три, одел наушники, тишина… Даю CQ DWN – по ушам как громом ударило, они что, все это время пока спал, меня караулили?? Спросонья пытаюсь как-то разрулить толпу, чувствую, что получается плохо, QRM, да и самураи друг другу мешают, но пытаюсь, пытаюсь связи проводить.

Пришел Пашка – опять что ли не спится?, на, прошу, погоняй японцев, а то я им вчера обещал, но уже глаза слипаются… Пашка сел, а я еще покемарил. Полпятого выгнал его из-за трансивера, иди, говорю, крути свои шесть метров, мне тут с парнями надо перетереть. Японцы вроде уже затихают, опять стал давать выше три, плизз…. Часов в пять начали потихоньку скребстись наши парни, кто-то из вновь обрезанных, R8….кажется, с Оренбурга, RX4HZ – ниже уровня шума с десятой попытки, потом уже, все отчетливей сигналы пошли, станций с десяток набралось, кто-то с шестого района, кто-то с Пензы, солидно Вовка RA4LW отметился, RX4HZ контрольным еще разок выстрелил, но с уже более солидным сигналом, и уже совсем рассвело, ну думаю все… нет еще кто-то на уровне шумов, вслушался – UR0MC, ну как же без Ромы-то?...

Ну все, время шесть местного, на улице светло, вышел из шека-сарая, смотрю Джон уже антенны разбирает, как там в старой песне - ну вот и все, пора идти домой, окончился воскресный выходной…. До обеда все разобрали, после обеда на квадроцикле все свезли на пристань, погрузка, увязка, традиционные общие фото, фото с местной общиной, члены которой все, как один, включая стариков и грудных детей, пришли помочь загрузить, проводить, ну и заодно, распределить оставленные им велосипеды.

Часов в шесть-семь вечера наш ботик двинулся в обратный путь через океан, пятьсот шестьдесят миль со скоростью пять-шесть узлов, это знаете ли, не в Москву на автомобиле сгонять, это пять дней постоянного расшатывания внутреннего устройства организма.

 Выручал только наш министр, он там с собой с острова прихватил кокосов штук пятьдесят, и как только слышал магическое слово коконет, тут же с ножом лез в холодильник, и откупоривал по кокосу нам с Пашей. Я его учил русскому языку, и к концу поездки мистер Ти уже членораздельно произносил - «поллипокумим», это так звучала у него фраза - пошли покурим – ну в смысли твои сигареты, причем слово «спассипа» он знал еще до общения со мной, а вот UX2HO почему-то решил научить мистера Ти русскому слэнгу, при этом слова «пи……ец» и «пи……рас» министр произносил практически без акцента.

Через два дня нам надоела это вермишель с подливой из пережаренного с томатной пастой лука, и мы начали готовить что-то, что можно было есть. Паша пожарил куриные окорочка, а я – картошку. Надо вообще-то отметить, что организация путешествия вообще никуда не годилась, да и сам новозеландец, мистер Грахам, производил очень странное впечатление. Он постоянно что-то очень долго и много говорил, жизни что ли учил?, вроде как все взрослые люди вокруг..

Подрядился перевозить людей по Тихому океану, но на таком корыте по пять дней болтаться – удовольствие не самое приятное, знаете ли. Я сам – человек привыкший ко всяким превратностям жизни, а Фил, к примеру, которому уже за шестьдесят?? Так, еще во время этих плаваний, надо выключать воду в смывном бачке единственного санузла, и чтобы смыть надо было опустить ведро на веревке за борт, благо до ватерлинии от пола было сантиметров двадцать, да и вода постоянно переливала то через один борт,) и вытащить это ведро с водой, что не очень-то и легко, и нести при постоянной качке эту воду в ватерклозет.

Я конечно, понимаю, экстрим – дело неплохое, но надо бы это как-то заранее объявить, ведь средний возраст путешественников – далеко за пятьдесят… Непонятная еда, которую, как потом выяснилось готовил матрос-волонтер, да и что вообще можно приготовить на четырнадцать человек на маленькой двухкомфорочной плите?!!

И потом еще заявить, что для оплаты труда волонтеров-матросов, это парень со своей подругой из Ирландии, видимо они просто путешествуют автостопом, нам надо еще и скинуться надо баксов по двести, хотя все положенные деньги господин Грахам уже получил сполна. Причем вопрос - кто должен оплачивать четырехдневное проживание в гостинице, когда корабль мистера Грахама болтался неизвестно где? - очень разговорчивый мистер Грахам как-то постоянно обходил стороной. Ну а когда Паша послал его вместе с его двумястами долларами подальше, не знаю как американцы, я его полностью поддержал. Ведь и сокращения нашего пребывания, ну и естественно количества связей – всецело лежит на совести этого авантюриста.

Ну, я – человек маленький, а вообще-то спокойное поведение со стороны главного организатора с американской стороны – мистера Джея Кобелина W2IJ на все эти безобразия, меня тоже несколько удивляло.

Но разбираться во всех этих хитросплетениях взаимоотношений никак в мою задачу не входило, да и желания никакого не вызывало. Что получилось, то получилось. Сколько связей провели, точно не знаю, не смотрел, но, думаю, не очень много. Просто работали не очень много времени, да и работало то всего восемь человек. Джей и Дэйв с утра садились на квадроцикл, Джей за руль, а Дейв в тележку, и уезжали на целый день на другой конец острова устанавливать какое-то сейсмическое оборудование – цунамистэйшен, как объяснял Джей, по какой-то американской программе.

Остальные операторы просто работали в свое удовольствие, никто особенно не перенапрягался. После часа-двух ночи все ложились спать, так что НЧ диапазоны не очень-то и окучивались, да и восемь-то человек на шесть рабочих мест - не много-то на самом деле и будет. По поводу разговоров о том что работали только на Америку, это, наверно, неправильно, просто с не очень эффективными антеннами, а то, что они не очень-то эффективны, думаю было слышно и в Европе, – проще работать с мощными сигналами Америки и Японии, и гораздо сложнее работать с европейскими станциями, которые идут с уровнями 55-56 и скребутся, как пчёлы в улье, а их сверху кроет Америка и Япония, которых, кстати, не так просто призвать к порядку, во время прохождения на Европу.

Да и менталитет участников экспедиции, как ни крути, сказывался. Мне ведь самому интересней было работать не с американцами, и даже не с европейцами, а именно с теми, кто ближе по духу и языку. А так, ну нормальные американские дядьки, в принципе, которые своей преданностью радиолюбительству могут только вызывать уважение.

Интересно, когда мне будет шестьдесят, поеду ли я куда-нибудь, или буду сидеть вечерами на восьмидесятке и вспоминать минувшие дни? Немного непонятные нам своим образом мышления и своими ценностями люди, но ведь и мы для них тоже иногда бываем загадкой. Ну что с того, что люди не знают что бутылку пива можно зажигалкой открыть, а консервную банку простым ножом, они же хуже не становятся от этого?

Я очень сдружился с Джоном N7CQQ, который мне всегда помогал, в проявляемых мною и иногда непонятных для других инициативах, и рад что у меня теперь есть в Неваде друг. Уехал в свою Северную Каролину мужественный Фил W9IXX, который стоически переносил все трудности, хотя, наверно ему было тяжелее всего. Где-то в своем Нью-Хемпшире по новой наверно отъедается сильно схуднувший за время экспедиции Дейв N1EMC, над ночными подпитками которого консервами из тунца, в те дни, когда его отпускала морская болезнь, мы втихаря посмеивались. Где-то в Аризоне у себя стучит на ключе старина Бад N7CW, который в принципе и тащил на себе все экспедицию, уж телеграфный ее раздел – это точно. Не знаю чем у себя в Индиане занимается Майк N9NS, но он всегда был готов придти на помощь и отработать как надо. Уж точно не будет сидеть без дела Джим K6ZH, стопроцентный американец, похожий в своем костюме цвета хаки и шляпе с черными очками, да еще в рабочих рукавицах на бригадира докеров, особенно во время разгрузки-выгрузки. Наверно, лечит больных американский картофелевод доктор Арни N6HC, как мне показалось, принципиальный противник дальних связей, а может просто скучающий по своей клинике, потому что даже на корабле любил одевать медицинскую униформу. И уж наверняка строит общество развитого капитализма всегда улыбающийся Джей, для которого чистота его белых носков , футболок и шорт, всегда имела наипервейшее значение - босс есть босс.

Я желаю этим парням, настоящим радиолюбителям, чтобы другие экспедиции, а они наверняка еще будут, были бы намного проще, и никакие докторы Грэхэмы не испортили бы никогда им настроение. А Паше желаю воплотить свою голубую мечту - стек на шесть метров – в жизнь, и поставить перед собой новую голубую мечту, ведь без мечты жить нельзя. Процесс - это жизнь, результат - это смерть.

Экспедиция закончилась, да здравствует новая экспедиция! Ведь уже в октябре месяце, я надеюсь, из района Южного Пасифика опять раздастся русская речь: «Всем! Всем! Я – три дмитрий два……», а дальше поглядим! P.S. Пока мы развлекались на T31A, Хране с Карлосом помогли Ацу (5W1SA) соорудить трайбендер, который был испытан за несколько часов до отлета самолета на Фиджи.

За пару часов работы на десятке и пятнадцати 5W0AR – больше двухсот связей с NA, JA и АS RU, дело было в светлое время суток. Очень впечатляющая разница с тем, что было до отъезда на Кантон, когда за два дня – всего двести пятьдесят связей. Я думаю, это многое объясняет, БИМ есть БИМ. Если хочешь работать далеко и счастливо - надо иметь бим, ну и крутить его, хотя бы иногда на Европу.

Спасибо! Всем DX и 73!!

Алексей Романов ( UA4HOX). Самара – Москва - Гонк-Конг – Нади – Апия – Кантон и обратно, и вроде все живы и здоровы?.