Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

Переход от острова
Робинзона Крузо до Острова Пасхи.

2

Страница: [1] [2] [3] [4] [5]
 

26.11.2010.

    За прошедшие сутки мы пробежали почти 130 миль. Это хороший результат. Весь день дует ровный южный ветер 7 - 10 узлов. Светит яркое солнце. Ветровая волна перешла в длинную зыбь. Болтанка закончилась. Яхта мерно раскачивается и переваливается с борта на борт. Идти стало легко и приятно. К вечеру, как обычно, начало раздуваться. Ветер перешел на юго-восток и усилился до 15 узлов. В бакштаг мы достаточно легко шли до 7 узлов. Но, все же, на ночь решили убрать грот. Скорость упала до 4,5 узлов. Потеря скорости - это плата за безопасность. К тому же хотелось поужинать в спокойной обстановке. А на 7 узлах, все-таки, яхта скачет даже на небольшой волне.

    Сегодня особенно удались блины. Это сразу отразилось на скорости их поедания. Обычно из 1 кг муки у нас получается 8 блинов диаметром около 30 см и толщиной до 2 см. Как правило, этого хватает как минимум на день. А то и на два удается растянуть при жестком контроле. Но в этот вечер сразу со сковороды, «на пробу», были съедены 4 блина. После такой пробы ужин решили не готовить. И так уже еле шевелились. Ограничились чаем, с которым съели еще два блина. Пока горячие. Это был последний удар по нашей жизненной энергии. Мы возлежали за столом не в силах шевелиться. Для нас все эти «узлы» и «мили» как-то сразу превратились в бренную суету.

   Ночь выдалась черная и безжизненная. Луны нет. Волны рождались где-то в темноте и бежали за яхтой. Временами они ревели и грохотали по корме яхты, стараясь догнать ее и обрушиться к нам в кокпит. Если это им удавалось, волна с силой ударяла в корму, забрасывая ее и разворачивая яхту. Яхта резко приводилась, при этом сильно кренясь. Все вокруг приходило в немыслимое движение. Ветер, вода, паруса… Все грохотало и свистело. А кокпит наполнялся холодной водой. Покой на несколько долгих секунд сменялся буйством стихии.

   Ночью погода начала портиться. Она стала типично циклональной. Только без осадков (каждый раз говоря это, хочется сплюнуть три раза и постучать по дереву). Днем на солнце достаточно тепло. Но стоит солнцу зайти или задуть южному ветру, как начинаешь мерзнуть. Южный ветер несет холод Антарктики.

   Странное явление наблюдаем уже несколько дней. (Впрочем, его легко объяснить законами физики). Мы находимся почти на 33 градуса южнее экватора. Наш курс 270-280 градусов. Т.е. примерно вдоль экватора. Но каждый день мы наблюдаем, как солнце всходит слева по корме и заходит слева по носу. (Т.е. с юга от нас). А ведь оно должно быть справа от нас, с севера. Там, где экватор. Такое впечатление, что мы в северном полушарии. Хотя в зените солнце, все же, проходит у нас по правому борту.

 

27.11.2010.

   До Пасхи 1225 миль. Ветер опять отошел на юг и ровно задул 15 узлов. Идем 3,5 узла в галфвинд под стакселем. Утром на палубе нашел шесть небольших кальмаров, около 10 см. Отличная «охота». Сегодня у нас в меню суп с кальмарами.

   Погода неважная. Небо затянуто. Временами моросит дождь. К 9.00 ветер ослаб до 10 узлов. Мы неумолимо движемся на запад. Движение на запад приносит свои маленькие радости. С каждым градусом долготы воздух теплеет. Так и должно быть. На западе всех океанов всегда теплее, чем на востоке. На востоке, т.е. у западных побережий материков, ветры и течения имеют направление с холодного юга в южном полушарии и с холодного севера в северном. Дальше пассаты и пассатные течения гонят воздух и воду вдоль экватора, где они нагреваются. В западной части океанов течения и ветры идут от экватора, унося теплый воздух и прогретую воду далеко в высокие широты. Таким образом, температура воды и воздуха на западе океанов на одной и той же широте всегда на несколько градусов выше, чем на востоке. Разница может составлять от 3 до 8 градусов. Это нормальное распределение тепла в океане. Однако время от времени оно нарушается и на западе Тихого океана температура воды и воздуха становится ниже, чем на востоке. Это явление носит название Эль Ниньо и всегда имеет катастрофические последствия. С ним связывают ураганы, засухи, наводнения на континентах. Об этом явлении нас предупреждал еще в Ушуайа французский яхтсмен Франциско, прошедший десятки тысяч миль по Тихому океану: «Эль Ниньо бывает в среднем раз в 5 лет. Последний раз оно было в прошлом году. Поэтому в этом году в Тихий можно идти безопасно» - заверил он нас. Хотя, ни причины Эль Ниньо, ни какая либо его закономерность науке достоверно не известны. Мы ведем ежедневный контроль температуры воды и воздуха. Пока все меняется закономерно. Воздух и вода теплеют и нас это очень радует.

   К 13.00 ветер отошел на восток и скис до 6 узлов. Поставили полный грот и стаксель на «бабочку». Скорость 4,5 узла. Однако вскоре ветер опять зашел на юг. Поменяли стаксель на геную. Убрали грот. Скорость сразу упала до 3,5 узлов.

   Весь день стоит отличная погода. Солнечно, переменная облачность. Как мы соскучились по жаркому солнцу. Однако к вечеру небо затягивает. Лишь на западе и юго-западе оно остается чистым. Похоже, завтра нас ждет хорошая погода. Прогнозы обещают благоприятные восточные и юго-восточные ветра. Проходим северную часть антициклона.

   В 17.00 UTC на 14155 Кгц слушал RA9CCQ из Нижнего Тагила. Сигнал отличный, 5/9. Но я докричаться не смог. Забивали более мощные станции. К сожалению, последние месяцы в океане у нас осуществляется лишь односторонняя связь. Я слушаю наши станции, но еще ни разу никто не ответил мне.

   К вечеру ветер еще подкис и зашел на восток. Скорость упала до 2,5 узлов. Поставили зарифленный грот с генуей на «бабочк». В итоге разогнались до 4,5 узлов. На фордаке подруливающее стало работать еще хуже. Слабый вымпельный ветер не справляется с клином. Да и с гротом лодка потеряла стабильность. С ним и в хороший ветер подруливающему справляться не просто. А в слабый, да еще на фордаке, вообще житья нет. Поэтому скоро мы откажемся от грота на полных курсах и заменим его на второй стаксель.

   Ночью опять задуло. Появился свист в вантах. Ванты у нас всегда начинали свистеть, когда дуло больше 15 узлов. Убрали грот.
 

28.11.2010.

   До Пасхи 1170 миль. За сутки прошли всего 86 миль. Ветер южный 10 узлов. Наша скорость 4,5 узла под генуей. Для придания лучшего профиля парусу в галфвинд мы устанавливаем геную на спинакер-гике. Это позволяет добавить как минимум пол узла. А в хороший ветер и больше.

   Ночь ясная, звездная. Недавно взошла луна – огромная половина красно-желтого диска. Красивое и зловещее зрелище. Здесь, в южном полушарии, все наоборот. Луна растущая – в форме буквы «С». А рога стареющей направлена как «Р». И созвездия перевернуты вверх ногами. У Ориона меч (если это меч) болтается не между ног, как положено, а торчит куда-то в сторону головы.

   Странно, но уже два дня почти полностью отсутствуют птицы. После Селькирка жизнь как будто вымерла. А в Атлантике в этих широтах жизнь кипела. Гомон стоял, как в лесу. И от горизонта до горизонта стаи птиц, в основном альбатросов. А по ночам кричали пингвины. Здесь же каждой птице радуешься, как чуду. Вот и сейчас, неожиданно рядом с яхтой пролетела какая-то одинокая птица. Она была видна в отблеске большой луны. А может, и не было никакой птицы. Может, это был призрак атлантического альбатроса.

   Идем в галфвинд достаточно комфортно. Яхту мерно раскачивает. Лишь иногда с кормы подбегает шальная волна и обрушивается в кокпит. Тогда яхту кидает и в этот момент главное, что бы столе не стояла тарелка с супом. Иначе ее придется ловить где-нибудь на подветренной койке.
Ветер гуляет. Ведет подруливающее. Яхта рыскает от 270 до 290 градусов. Но генуя вытягивает.

   Рассвет был в тучах. Небо затянуто. Солнце слабо пробивается сквозь слоистые облака.
Опять Нептун послал на завтрак нам полную палубу небольших кальмаров. Как они попадают на палубу, для нас остается загадкой. Ладно, вчера была волна. Она регулярно заливала палубу и легко могла забросить кого-нибудь на яхту. Но сегодня-то спокойно. Наверное, сами запрыгивают. С разгона. Не иначе, как по наказу царя морского. В знак уважения. Все кальмары были собраны и отправлены в суп. Суп традиционный: три средних картофелины (которые со временем переходят в две, затем в одну и затем суп вообще без картошки), овсянка, вермишель, немного муки с какими-то модными добавками (муку нам подарил финн Мани в ПТО Монт. Блины из нее получались неважные. А в суп она очень даже пошла), чилийская копченая морская трава, название которой мы так и не узнали, всякие приправы без счета и контроля. Ну, и кальмары. Получается объедение.

   Пасмурно. Все небо закрыто плотной облачностью. Лишь пару разрывов видны в низких облаках. В белесом небе как бы пробиты дыры с темными, четкими краями. А там, за ними, ярко-голубое небо. Выглядит довольно зловеще. Грот не ставим – не хочется повторять вчерашний эксперимент с разбалансировкой яхты и клином подруливающего.

   Отлично позавтракали. Кроме свежего супа с кальмарами был чай с украинским медом и оладьями. Очень здорово пить чай с медом и оладьями последи Тихого океана. Каждый день принимаем факсы погоды. Мы идем в зоне огромного антициклона. Это так называемый Южно-Тихоокеанский максимум. Он стоит неподвижно уже месяц – с самого нашего выхода в Тихий. Антициклон раскинулся от 70 до 120 градусов западной долготы и от 15 до 50 градусов южной широты. Где-то на юге формируется холодный фронт. Но по прогнозу он нас не догонит. Так что, ожидаем сохранение погоды до самого Пасхи.

   Идем в галфвинд под генуей на гике со скоростью 4,5 узла. Около 15.00 поставили грот. Скорость выросла на 1 узел. В условиях кислых ветров (дует около 7 узлов) это неплохо. Но тут же снова начало клинить подруливающее. Юра не выдержал, и протянул конец от подруливающего в рубку. Теперь, что бы вывести его из клина не надо выскакивать в кокпит. Достаточно дернуть за конец, и оно опять начинало работать.

   Небо почистилось. Погода наладилась. Море невероятно синее. И абсолютно безжизненное. Интересно, что чем меньше жизни в океане, тем вода его более синяя. Отсутствие планктона, первого звена в пищевой цепочке, и объясняет безжизненность окружающего океана. В таких местах вода очень прозрачна и видимость достигает 50 метров. Вода продолжает теплеть с каждым градусом долготы.

   Вечером большая радость – клюнула рыба. Катушка не трещала, ее заклинило. Я просто увидел буксируемую на леске за яхтой рыбу. Это был тунец, около полуметра длиной. Очень упитанный. Совершенно не похожий на своего атлантического собрата. Впрочем, таких тунцов мы потом не видели нигде и в Тихом океане. Даже в справочниках не встречали. Отличительная особенность нашего тунца - длинные и узкие боковые плавники. Они были как крылья планера – немного изогнутые и с большим удлинением. Эти плавники явно предназначались для полета. Не помесь ли это тунца с летучей рыбой? Это был летучий тунец. Когда я снял его с крючка, снасть бросил опять в воду, чтобы не запуталась под ногами в кокпите. Решил – разделаю рыбу и достану снасть. На сегодня рыбы нам достаточно. Но не успел я об этом подумать, как катушка затрещала. Я схватил леску и понял – эту рыбу я так просто не вытащу. Крупняк. Однако вытаскивать мне и не пришлось. Рыба метнулась в сторону, и я почувствовал легкий рывок. «Сошла» - подумал я. Да, она сошла. Сошла вместе с нашим воблером. Стальной поводок на 19 кг не выдержал. Жалко воблера, которого с такой любовью я сделал из шариковой ручки.

   Сегодня был рыбный день. Я разделывал тунца. Юра резал его на филе. Жарили до позднего вечера. Обрезки пошли в уху.  Пока жарили рыбу, ветер стал усиливаться. Мы шли под гротом и генуей. Надо было уменьшать парусность. Сразу после окончания жарки убрали грот. С Лэзи Джеком это стало делать просто, и операция по уборке грота перестала быть авралом.

   А вечером был шикарный ужин. К тунцу мы натерли вареный буряк, залили его майонезом и посыпали перцем. Была жареная рыба и уха. Спасибо океану за очередной ужин.
 

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5]