Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

 Переход с острова Пасхи до Мангаревы.

1

Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
 

Переход Пасхи – Мангарева

05.01.2011. К 11.00 все формальности по оформлению отхода с острова Пасхи были выполнены и представители власти Чили покинули яхту. Мы без проблем подняли основной  якорь, хотя, учитывая коралловое дно, были готовы ко всяким неожиданностям. Пока не навели порядок на баке, решили паруса не ставить. Какое-то время шли на запад под рангоутом. Временами накрапывал дождь. После того, как убрали якорь и сложили цепь, поставили геную. Вскоре добавили стаксель.  Дул слабый восточный ветер 5 – 6 узлов. Мы шли со скоростью 3,5 узла в фордевинд. Курс - 272 градуса. Идем на остров Pitcairn, до которого нам предстояло пройти 1122 мили. Сразу после выхода с Пасхи перевели время на час назад. Теперь судовое время отставало от поясного на 1 час. Остров Пасхи живет по чилийскому времени. Оно не соответствует поясному и отличается от него на 2 часа. Теперь у нас разница с Киевом составляла 8 часов.

Остров Пасхи оставался виден по корме до самого заката. Над ним висела огромная туча. Временами туча отрывалась ветром от острова и на ее месте образовывается новая. Иногда оторвавшаяся туча доставала дождем и нас.

Вечером, после ужина, традиционный вечерний чай. Юра положил в кружку заварку, залил кипятком, выжал лимон. Насыпал сахар. Первый же глоток вызвал резкое изменение его лица. Чай застрял у него в горле и через секунду он уже веером брызг разлетался по каюте. В очередной раз вместо сахара в чай была насыпана соль. Сахар и соль у нас хранятся в одинаковых банках, отличающихся только надписями. На надписи, конечно же, никто никогда внимания не обращает. И после обеда, когда на столе еще стоит соль, а к чаю уже достали сахар, и раньше бывало, что соль шла вместо сахара. Что бы отличить эти два продукта, банка с сахаром, кроме соответствующей надписи, была обклеена разноцветными наклейками, а на крышку были приклеены остатки нескользящей ленты для палубы. Это для того, что бы рука дала сигнал, если глаза просмотрели. Но все равно время от времени соль оказывалась в чае. А сегодня еще Юра специально взял банку с солью, и со словами: «Чтобы не  перепутать», отставил ее в сторону. И уже через минуту спокойно насыпал из нее в чай. Чай решили не выливать – пресная вода у нас слишком высоко ценится. И что бы продукту не пропадать, подсоленный чай был сохранен для утреннего супа. Наутро получился отличный суп с лимонным привкусом. Туда же пошла маленькая, около 5 см, летучая рыбка, на свою беду залетевшая ночью к нам на палубу.

06.01.2011. На пути к о.Pitcairn лежит атолл Ducie. До него чуть меньше 900 миль. Пройти мимо тропического атолла и не зайти на него, для нас было немыслимо. Поэтому на атолле запланировали сделать промежуточную остановку. Что принесет нам атолл, мы еще не знали. Мы вообще плохо представляли, что такое атолл и  с чем там можно столкнуться. Но на фотографиях в журналах и на  спутниковых снимках атоллы смотрятся очень эффектно. А слово «лагуна» где-то в глубине души неизменно рождает романтические чувства.

Первая ночь после выхода с Пасхи порадовала нас погодой. Ночь была ясная, звездная. Правда, не было луны. В такие ночи звезды светятся особенно ярко. А вот вода почему-то совсем не светилась.

К утру небо стало затягивать. Ветер зашел на норд. Что бы идти в галфвинд, убрали стаксель. Скорость немного упала.  Но вместе с тем в галфвинд подруливающему стало легче справляться, и лодка пошла стабильнее.

К 12.00 ветер опять отошел на восток до фордевинда, и стаксель занял свое место в тандеме с генуей. Погода отличная. Солнечно. Лишь по горизонту небольшая облачность. Прилетела одинокая птица, сделала над нами круг и исчезла. Пытаемся ловить рыбу. Еще вчера запустили за яхтой две снасти. С утра к ним добавили третью. Но рыбы пока нет. Наши снасти не производят на нее впечатление. Море, как всегда, радует глаз и душу. Красиво. Вчерашняя зыбь с юга улеглась. Осталась только небольшая ветровая волна в корму, которая не доставляет нам особого беспокойства.

Уже ближе к вечеру в стороне вдруг мелькнуло что-то красное. Решили подойти поближе. В этих краях в море плавает много интересных и полезных вещей. Течения и ветры собирают их вдоль берегов Южной Америки и гонят сюда. На этот раз нам на пути встретился отличный яхтенный кранец, произведенный то ли в Дании, то ли в Голландии. За долгие месяцы плавания на нем уже образовалась своя цивилизация. Несколько мидий на длинных ножках, какая-то растительность, и пять маленьких крабиков. А в воде под ним приютились несколько небольших рыбок. К сожалению для нас, и к счастью для обитателей кранца, он оказался пробитый. Это позволило сохранить найденную цивилизацию, и она продолжила свое путешествие по океану.

Вечером большая радость. Наконец, вскоре после захода солнца, сработали наши удочки. Поймали сразу две барракуды. Приличные, где-то по метру длиной.  Правда, барракуды настолько худые, что есть, даже в метровой рыбине, особо нечего. Так, на один зуб, лишь попробовать.

07.01.2011. За сутки прошли 98 миль. Неплохой результат, хоть он и не дотягивает до запланированных 100 миль. Ночью пытался выйти на связь на 20 метрах. К сожалению, связь в который раз получилась односторонней. С 5.00 до 6.00 UTC  слушал несколько станций. Отлично шел шестой регион России - RX6DI  и RA6ABO. Слышал их уверенно на 8 баллов. А вот мои отчаянные крики в микрофон так и остались без ответа.

Где-то к 00.30 подошла тучка. Задуло 15 узлов, и мы разогнались до 6 узлов. Я разбудил Юру. Что бы не разгонятся дальше, убрали стаксель, оставив геную на спинакер-гике. Скорость сразу  упала до 5 узлов. Ночью поймали еще одну барракуду. На утро получилась полная кастрюля жаренной рыбы и кастрюля наваристого супа из трех голов и перьев барракуды. Теперь перед нами стояла большая задача - все это съесть. Борьбу с рыбой начали с самого завтрака. Ударили по тарелке супа и по нескольку кусков жаренной рыбы. Сдаваться нельзя – все, что поймано, должно быть съедено. Что бы лучше шло, запили все это чаем с блинами. И для улучшения пищеварения добавили по банану.  После такого завтрака мы были полностью выведены из строя и нуждались в паре часов абсолютного покоя.

Надо сказать, что бананы здорово выручают в море. Когда мы загружали их на Пасхи, бананы были совершенно зеленые, как огурцы. Но вот они начали дозревать. И теперь каждый день мы радуем себя порцией сладких витаминов. Одно плохо, уходят они быстро. Еще особо не успели отойти от Пасхи, а бананов уже осталось всего на день-два.

С утра ясно, солнечно. К 12.00 подошла большая туча с сильным дождем. Пошли шквалы до 25 узлов. Одинокая белая птица красиво парила на фоне тучи. Что бы не нагружать мачту и паруса, убрали геную. Это не гонка. В море мы не ходим. Мы там живем. И пытаемся сделать жизнь свою спокойной и максимально исключить из нее экстрим. Мы давно уже выработали правило нести парусов немного меньше, чем это возможно в данную минуту.  Вот и теперь решили переждать шквалистую тучу и уменьшили паруса. Вскоре туча прошла, и мы опять поставили геную. Скорость 5 узлов. Небо затянуто низкой слоистой облачностью. С кормы идет неприятная волна, сильно раскачивающая яхту. Нас болтает, как погремушку. Болтает с самой ночи. И хоть после обеда погода улучшилась, болтанка осталась. Зыби нет. Но разогналась короткая ветровая волна 1,5 - 2 метра, которая делает жизнь на яхте невыносимой. Яхту сильно раскачивает, время от времени далеко забрасывая волной корму. При этом яхта резко приводится и сильно кренится. Внутри все летит кувырком. И даже мы, если волна застает нас где-то на полшага, нет-нет, да и норовим перелететь через стол. Иногда волна с силой ударяет в борт. Тогда яхту подбрасывает, она содрогается, а по палубе прокатывается водяной вал.

Вокруг летают стаи летучих рыб. Это значит, что скоро должны пойти тунец и дорадо.

08.01.2011. За сутки прошли 107 миль. Такой результат всегда вызывает у нас прилив энтузиазма. Так и хочется сказать: «Вот если б было так всегда!» Но приходится сдерживать себя и молчать. О погоде ни слова – это железное правило, выработанное месяцами плавания. А если и сорвется какое слово с языка, обязательно сплюнешь три раза, и постучишь по дереву. Иначе неприятностей не избежать. Это мы знаем точно.

Ночь. Небо затянуто. Небо черное и страшное. Луны нет. Она заходит еще до полуночи. Временами налетают шквалы, и скорость яхты переваливает за 6 узлов. Затем все стихает, и мы опять тащимся до 3 узлов.

Около часа ночи сработала трещотка рыболовной катушки. Опять барракуда. Это было понятно по характеру поклевки еще до того, как рыба была вытащена на палубу. Барракуда дергает один раз. Катушка резко прокручивается и замирает. Барракуда быстро теряет силы и на второй рывок ее уже не хватает. Тунец, например, тот рвет до конца, пока не размотает всю катушку. И потом, уже когда тянешь тунца, с ним все время приходится бороться. Когда же тянешь барракуду, временами кажется, что рыба сошла. Затем нагрузка немного вырастает. И то только потому, что рыба изгибается и замирает в таком положении. Поначалу тащить было очень тяжело. Казалось, там сидит огромная рыбина. Но барракуда быстро сдалась. Я вытащил рыбу длиной около метра. И отпустил ее назад в море. Нам бы справиться с тем, что уже поймали. Если бы был тунец, или, на худой конец, кальмар, я бы их оставил. Но тунец по ночам не клюет, а кальмару нужны специальные крючки. С обычных тройников он сходит.

На этот раз рыба клюнула на воблер, созданный из зеленой фирменной ручки «Райз» и полиэтиленового кулька. Этот воблер у нас идет в лидерах поклевки. Из трех запущенных снастей половина всей рыбы на переходе поймана именно на «Райзовскую». На остальных катушках стоят фабричные воблеры. Мой совет будущим мореплавателям – не тратьте деньги, не покупайте модные воблеры. Они созданы исключительно для рыбаков. Немного фантазии и из простого куска полиэтилена или тряпочки получается отличная приманка, по эффективности часто превосходящая красивые фирменные воблеры. Только с цветом нужно поэкспериментировать. Почему-то желтый цвет не в почете у рыбы. А вот зеленый и красный идут на ура. Во всяком случае, у нас.

На рассвете небо на востоке затянула туча. Видны полосы дождя. Небо мрачное и какое-то безнадежное. Волна немного успокоилась и стала более длинной. Яхта пошла мягче. Спокойно и комфортно. 

К обеду ветер совсем скис. Плетемся в фордевинд под генуей и стакселем, растянутыми на двух спинакер-гиках. Еще до Пасхи усовершенствовали наш «пассатный спинакер» и стали заводить так называемые контр-шкоты – вторые шкоты парусов от шкотового угла провели через носовой реллинг и вывели через стопор в кокпит. Получились своего рода оттяжки спинакер-гика в нос. Теперь спинакер-гики жестко фиксируются в любом положении и позволяют эффективно регулировать углы парусов к ветру. При этом на болтанке гики стоят как вкопанные и не дают парусам полоскать.

Из-под носа яхты все чаще и чаще разлетаются летучие рыбы. Ждем тунца. Или дорадо, главного любителя летучей рыбы.  А над морем все так же кружат лишь одинокие птицы.

Перед закатом скрутили удочки. Ночью клюет только барракуда и кальмары. Кальмары с тройника все равно сходят, а барракуды у нас своей хватает. Нам бы доесть ту, что уже поймали.

Ветер нестабильный. Все дни от Пасхи он гуляет от NNE до  SSE. Как обычно, к вечеру подошли тучи. Пошли шквалы. На ночь убрали геную.  

09.01.11. За сутки пройдено всего 83 мили. Слабые ветра не дают разогнаться, и мы не дотягиваем до расчетных 100 миль. К середине ночи тучи рассеялись, небо почистилось, и появились звезды. Но с тучами ушел и ветер. Он совсем скис, и, несмотря на то, что ночью мы, все же, добавили геную, идем не больше 3 -3,5 узлов.

Основная задача на ближайшие дни – съесть пойманную рыбу. То, что поймано, не должно пропасть, и не может быть выброшено. Наша задача обостряется отсутствием на яхте холодильника. Тропическая жара не дает нам расслабиться и отложить кусочек «на завтра». Днем еще раз пережарили рыбу, что бы она прожила еще хотя бы один день. После повторной жарки с рыбы слезла шкура и обнажила весь «продольный набор» корпуса барракуды – тонкие длинные диагональные косточки плотно тянутся по всей длине рыбы от головы до хвоста. В результате получается как бы силовой подкожный набор. В жизни такой набор, наверное, здорово помогает рыбе. А вот что бы ее есть, надо обладать железными нервами. При том, что барракуда обладает нежным вкусным мясом, несметное количество костей делают ее почти несъедобной. Но сейчас мы сделали открытие - без шкуры кости легко собирать, орудуя вилкой как граблями.  Это надо взять на вооружение.

Жарит солнце. Как воробьи разлетаются стайки летучих рыб. Весь день дует ровный восточный ветер. Но на попутных курсах для нас на яхте ветер почти не ощущается, что делает жару еще более невыносимой. В такую жару не вылезал бы из душа. Но пресной воды нет, поэтому принимаем морские ванны. Мыться в морской воде не очень хорошо. Мыло мылится тяжело. Еще тяжелее смывается. При попытке смыть его оно просто скатывается, и остается на теле. Сегодня я еще хотел помыть голову, но вовремя остановился. Хоть я и подстригся вчера наголо, но, все же, еще помнился печальный опыт мытья головы в соленой воде. В тот раз мыло я так и не смог смыть, и моя голова на время превратилась в белый одуванчик. Лишь на вторые сутки постоянного поливания ее пресной водой из опреснителя тогда, наконец, удалось смыть мыло. После помывки новая задача – смыть мыло с палубы. С палубы оно точно так же не хочет смываться, и мыльные пятна приходится буквально оттирать щеткой.

10.01.2011. За сутки прошли 96 миль. Слабый восточный ветер 7-8 узлов гонит нас со скоростью всего  3,5 узла. Всю ночь ветер гуляет. Яхта рыскает от 290 до 260 градусов. Покоя на вахте не было ни мне, ни Юре – приходилось скакать на палубу подкручивать нашего механического рулевого. Мы уже давно не сидим на руле. Практически все время в океане яхту ведет ветровое подруливающее. Мы лишь контролируем курс по  GPS изнутри. Да подстраиваем wind pilot при изменении ветра. И хоть путь получается в виде змейки, но это небольшая плата за отсутствие необходимости постоянно сидеть на руле. Да и по эффективности и точности управления подруливающее даст фору любому самому опытному рулевому. Оно не устает и не отвлекается. На изменения ветра всегда реагирует одинаково четко и быстро. Лишь волна вносит небольшой диссонанс в его работу. Подруливающее не всегда в состоянии быстро вернуть яхту на курс после забрасывания ее волной. Главное достоинство ветрового подруливающего перед автопилотом в том, что оно абсолютно автономно и не требует дополнительной электроэнергии. Кроме того, при резком изменении ветра нет опасности, например на фордаке, поймать «чужой» ветер и сделать непроизвольный поворот фордевинд. Такой поворот с гротом может грозить большими неприятностями. А резкие заходы ветра случаются регулярно. Порой, даже на фоне совершенно безоблачного неба, ветер вдруг резко меняет направление, и часто с усилением. Это результат процессов, происходящих высоко над поверхностью и спрогнозировать их почти невозможно.

Утро опять встретило нас хмурым и пасмурным небом. Странно, еще ни одного дня в Тихом не было ясного, безоблачного. В Южной Атлантике чистое небо было нормой. И, даже, при штормовом море небо часто оставалось чистым и безоблачным. Как-то не вязались тогда чистое небо и яркое солнце с завываниями штормового ветра и перекатыванием волн через палубу. Здесь же небо постоянно затянуто. Даже если над головой ясно, вокруг по горизонту все равно плотная низкая облачность.

В это утро я, как обычно, на палубе ждал восхода солнца. Я ждал его, как язычник, в ритуальном танце помогая солнцу всходить. Над местом восхода висела черная туча, через которую пробивались лучи и по которой бежали тени. Величественная башня с золотыми кромками. И тут над самым морем, в узкой щели между тучей и горизонтом, показался зеленый краешек солнца. Совершенно неожиданно вдруг мелькнул зеленый луч. Вот это да – зеленый луч под весящей над горизонтом огромной тучей. В Атлантике я тоже наблюдал это явление.  Но тогда небо было чистое, абсолютно ясное. А тут – небо затянуто по всему горизонту. Лишь на западе облаков было не так много. В какой-то момент солнце опять скрылось за длинной волной океанской зыби у горизонта. И опять мелькнул зеленый луч.  Волна прошла, и солнце взошло повторно. И еще раз я увидел зеленый луч. Увидеть три луча за один восход – я в это поверить не мог. Обычно, зеленый луч предвещает хорошую погоду. Это какую же погоду предвещают сразу три луча?

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]