Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

 Переход с острова Пасхи до Мангаревы.

9

Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
 

Мы шли, обвешанные кранцами, веревками, буйками… При этом еще подбирали интересные раковины и куски кораллов. Что бы сократить путь мы перешли на внутреннюю часть атолла. Идти по берегу лагуны было гораздо легче. Пляж представлял собой твердый плоский коралл, по которому идти было легко, как по асфальту. Временами коралл переходил в мягкий белый песок, в котором вязли ноги. В воде у самого берега плавали странные прозрачные рыбы около 30 см длинной. А чуть дальше, в паре метров от берега мерно патрулировали два больших спинных плавника. Это были акулы. Они грациозно ходили вдоль берега, не обращая ни на кого внимания. Своей величественной грациозностью они гармонично вписывались в спокойную неторопливость жизни лагуны. Они были хозяевами лагуны.

Время от времени где-то рядом вдруг раздавался звонок мобильного телефона. У меня рука невольно дергалась в сторону кармана. Потом я останавливался: «Какой телефон? Связи здесь нет, а телефон на яхте». Я уже начал думать, что у меня галлюцинации. И тут опять зазвонил мобильный. А из-под ног вылетела небольшая черная птичка с длинным тонким клювом. Так вот кто это «звонил» все время. Взлетая, эта птичка издавала электронные звуки звонящего телефона.

А на деревьях уже устроились на ночлег большие серые птицы. Заросли вокруг лагуны были царством этих птиц. Не имея естественных врагов, они чувствовали себя на острове вольготно и не заботились о том, что бы укрыться понадежнее. Наше появление вызывало у них  большое любопытство и, вместе с тем, некоторую настороженность. Они внимательно следили за нами из своих укрытий в зарослях. У некоторых нервы не выдерживали, и они бросались со своих мест, пытаясь спастись от нас бегством. Уж лучше бы они, действительно, бежали. Потому что лететь у них, как правило, не получалось. То ли высоты им не хватало, то ли паника не давала совладать с крыльями. Они срывались с веток, отчаянно маша крыльями. Не всем удавалось сразу взлететь. Чаще они с маху бились о землю, подлетали, опять падали. Вокруг были раскиданы острые торчащие головы кораллов. Птицы налетали на эти кораллы, бились о них грудью и крыльями. Ужасающее зрелище. Сердце сжималось, глядя на то, как они врезаются в эти кораллы. Одна птица, кинувшись со своего места, отчаянно маша крыльями, так и не смогла набрать высоту. Она с силой ударилась о коралл. Немного оторвалась от земли и грудью налетела на следующий коралл. Мне показалось, что я слышу звуки ударов. Удар, еще удар, еще…  Птица хотела кричать от боли, но все силы уходили на работу крыльев. Почти катясь по кораллам, он добралась до чистой воды и там опустилась на воду. Видно было, что удары были очень болезненные для нее. Птица сидела на воде с открытым клювом, как бы пытаясь освободиться от боли. Посидев немного, успокоившись и отдышавшись, она расправила крылья и полетела. Все в порядке. Странно, эта птица легко взлетает прямо с воды. А с ветки, с полутора-двухметровой высоты почти никто из них при нашем приближении так взлететь и не смог.

На пути назад нам опять пришлось форсировать несколько проток. Поперек одной из них торчали высокие металлические шесты. Наверное, когда-то на них были сети. Местные жители позволяют себе ловить рыбу на атоллах. Хотя рыбу с коралловых рифов лучше не есть. Это опасно. Почти вся рыба на рифах поражена заболеванием под названием «сигутера». Рыба отравлена токсинами, находящимися в кораллах. Вместе с рыбой они попадают в организм человека. Самое неприятное то, что токсины, однажды попав в организм, никогда из него не выводятся. Как правило, доза в рыбе небольшая, не опасная для человека. Но с каждой новой рыбой количество яда в организме растет. И приходит момент, когда самая маленькая съеденная рыбка добавляет последнюю каплю и у человека наступает поражение. В справочниках пишут так: «К летальным исходам сигутера приводит редко. Как правило, рыбакам оказывается своевременная медицинская помощь». Но даже если человека спасают, переносится заболевание тяжело. Говорят, что нет ни одного жителя островов, который хоть раз не переболел бы сигутерой. Для них это как насморк. Поэтому и относятся они к заболеванию спокойно. При этом все местные жители «знают», как избежать поражения сигутерой. Вам могут со знанием дела рассказывать, какую рыбу можно есть, какие у нее отличительные особенности, какого цвета у нее чешуя и какое пятнышко на хвосте. Но странное дело, у каждого рассказчика есть свои, не повторяющиеся признаки. Поначалу мы пытались внимательно все это выслушивать и запоминать. Однако вскоре поняли, что это бесполезно. «Да нет, не правильно. Кто вам такое рассказал?» - возмущался очередной рыбак после нашего рассказа о том, что мы уже слышали. «Сейчас я вам расскажу. Это верные признаки» - и дальше шло перечисление очередных признаков рыбы, которая не поражена сигутерой.  Поэтому мы послушались яхтсменов, которых встречали раньше, и от рыбы на атоллах отказались полностью.

Шесты, похоже, стояли здесь давно. На одном из них, даже вырос большой красивый куст коралла.

К острову, на который мы высадились утром и на котором оставили наш тузик, мы подходили уже затемно. Ночь была черная, безлунная. А мы, даже, фонаря с собой не взяли. С ходу не то, что тузик, мы остров наш найти не смогли. Тузик мы оставили далеко от берега, в лагуне, за широкой полосой нагромождения старых кораллов. Идти по кораллам ночью было невозможно. Поэтому лодку приходилось высматривать издалека, с берега, продвигаясь вдоль кораллового поля. К счастью, высаживаясь утром, мы оставили включенными стояночные огни яхты. Специально на случай, если возвращаться будем затемно. Поэтому первой мы нашли именно яхту. И, уже сориентировавшись по ней, отыскали и «наш» остров, и нашу «Дочекану». А вот с жилетами, оставленными где-то на кустах, оказалось куда сложнее. Мы шарили по всем зарослям, пытаясь на ощупь найти их. Однако все было безуспешно. То ли кусты были слишком густые, и они надежно скрывали наши жилеты. То ли заросли были не те, и мы потеряли их, запутавшись в большом количестве раскиданных по атоллу островков. А тут еще какая-то большая агрессивная птица, размером с альбатроса, бросалась на нас, хлопала крыльями и «страшно» свистела. Она атаковала нас на узкой полосе пляжа между протокой и кустами, в которых мы пытались отыскать жилеты. Птица нападала на нас, широко расставив крылья и постоянно напруженно свистя. По-моему, она считала, что этот свист должен сильно напугать нас. В нескольких метрах за ней сидел ее птенец с остатками пуха на голове. Размером, впрочем, птенец абсолютно не уступал маме. А по упитанности, пожалуй, значительно превосходил ее.  Мама самоотверженно защищала своего дитятю. А тот сидел за ее спиной и глупо смотрел то на маму, то на нас. Я шарил по кустам, пытаясь найти жилеты. А мамаша внимательно наблюдала за мной и каждый раз при моем приближении самоотверженно бросалась в атаку. Хотя особо приближаться ко мне она не хотела. В ее глазах явно читался страх.

Жилеты мы так и не нашли. Решено было остановить поиски до завтра. А пока скорее возвращаться на яхту. Погода портилась. Ветер явно усиливался и, судя по грохоту прибоя, волна стала больше. Ситуация существенно осложнялась темнотой. Появился реальный риск провести ночь на острове. Ночевать на пляже нам не хотелось. Поэтому мы стали готовиться к возвращению на яхту. Прежде всего, избавились от нашей добычи в виде собранных на берегу кранцев, веревок и другой полезной мелочи. Сейчас это было лишней обузой. Все было оставлено в кораллах, в расчете забрать на следующий день.

Тактика отхода от берега была уже отработана, и теперь оставалось только применить ее к новым условиям ночной эвакуации с атолла. Прежде всего, нужно было занести лодку максимально далеко, к самому краю рифа. От рифа берег был отделен широкой полосой неглубокой воды. Волна туда не доставала и идти было легко. Единственную опасность представляли собой дыры под ногами. Мы шли по «крыше» кораллового замка. Нужно было осторожно ставить ногу, что бы случайно не провалиться в дыру. Риф растет не сплошным плато. Иногда приходилось даже плыть, держась за лодку. Чем ближе мы подбирались к кромке рифа, тем сильнее становилась волна, и тем труднее было удерживать лодку. Главное было не дать лодке развернуться боком к волне, иначе переворот будет неминуем. Наконец, мы достигли кромки. Это самое опасное место на рифе.  Визуально определить край было невозможно. Небо было затянуто, вокруг стояла черная темень. Но ошибиться было трудно. Здесь волна сталкивалась с рифом. Она с грохотом обрушивалась на риф, пытаясь сбить нас с ног и опрокинуть лодку. Волны видно не было. Волна обрушивалась из ниоткуда. Вдруг все вокруг начинало реветь. Все приходило в невероятное движение. Волна подхватывала лодку, норовя перевернуть ее и отшвырнуть вместе с нами от кромки рифа. Иногда волне удавалось отбросить лодку назад. Мы повисали на лодке, и неслись вместе с ней над рифом. Главное было удержаться за лодку. Тогда и сам цел останешься, и лодку есть шанс удержать от переворота. Откинув нас от края рифа, волна отходила. И опять с упорством Сизифа мы толкали лодку вперед. Наконец, нам удалось зацепиться за риф и удержаться на его кромке против очередной обрушившейся волны. За первой волной должна прийти вторая, поменьше. Дальше должна быть пауза. Юра заскочил в лодку и начал отчаянно грести, борясь с волной. Я старался удержать лодку, оставаясь на рифе. Волна подхватила лодку, прокатилась через нее и накрыла меня с головой. Мы устояли. Волна сходит, и я, сильно оттолкнувшись от рифа, заскакиваю в лодку. Юра изо всех сил налег на весла, а я в это время пытаюсь втащить в лодку оставшиеся за бортом части тела. Когда подошла очередная волна, между нами и рифом было уже несколько метров. Этого расстояния вполне достаточно, что бы выйти из-под ударов волн. Здесь волна нам была уже не так страшна. Мы отгребали от берега, а за спиной бушевал прибой.

Погода продолжала портиться. Ветер усиливался. Он дул  вдоль берега, сдувая нас и не давая приблизиться к яхте. Ветру помогало сильное течение. Мы медленно отходили от берега перпендикулярно течению, борясь с ним, но, почти не приближаясь к яхте. Гребли долго, не в силах пробиться против течения и ветра. Нам даже пришлось меняться на веслах, когда один выбился из сил. Тут нам здорово помог конец, выпущенный утром с кормы яхты. По нему мы и добрались до яхты.

Наконец мы смогли расслабиться. Организовали легкий ужин, и в 23.00 легли спать. Сегодняшний поход потребовал от нас много сил. Ноги гудели, спины болели, лица горели. Снаружи завывал ветер. Дуло уже за 25 узлов. Против такого ветра мы бы уже не выгребли. Стоянка  обещала быть беспокойной. Всю ночь мы постоянно контролировали якоря, проверяя нашу стоянку, натяжение и состояние концов. А со стороны берега ревел прибой.

26.01.2011. К утру ветер немного успокоился. Дуло около 17 узлов. Но и этого ветра уже достаточно, что бы разогнать хорошую волну. По морю бежали барашки. А у рифа гремел мощный прибой. Мы сидели на палубе и с тоской смотрели на берег. Уже было ясно, что в этот день сойти нам не суждено. Будем ждать погоды.

Ветер не стихал. Он поменял направление и дул уже на берег, под углом к нему. Теперь вся надежда была на якоря. Они работали уже и против ветра, и против волны. Рядом гремел прибой. Накат усиливался. Любая яхта, оказавшаяся вблизи рифа в такой накат, неминуемо была бы выброшена на риф и разбита. Видимо, это и произошло с теми двумя яхтами, которые мы нашли на острове. Ситуация осложнялась. Навальный ветер делал нашу стоянку крайне опасной. Стоять здесь дальше было неразумно. Мы решили уходить. Попытаемся найти более безопасное место стоянки. Или ляжем в дрейф в стороне от острова, до улучшения погоды.

Первым достали основной якорь. Малый лежал дальше от берега и не давал яхте приблизиться к нему. С большим якорем проблем не было. Достали его легко. Однако вытащив на палубу, обнаружили согнутое веретено. Да, нагрузки прошлой ночью ему довелось выдерживать приличные. С малым якорем пришлось повозиться. Он взял крепко. Мы несколько раз приводили его на панер. Дергали в разные стороны, но он держал надежно. Не помог и буйреп. При попытке поднять якорь за него, буйреп оборвался. Он оказался перетертым о кораллы. Я надел маску и сунул голову в воду с транца яхты. Вода была прозрачная, и на глубине 11 метров было отлично видно, что якорь лег как раз в узкую расщелину между кораллами. Но вытащить его можно. Я рукой указал Юре направление, куда нужно вести лодку, что бы якорь вышел из щели. Опять пошли безуспешные попытки. Юра старался поставить яхту вдоль щели, а я на баке изо всех сил тянул якорный конец. Вдруг Юра крикнул: «Мы пошли. Глубина растет». Все, якорь чист. Мы стали уходить в море, подальше от опасного берега. Борьба с якорями забрала у меня все силы. Цепь делала работу с якорем крайне тяжелой. Я изможденный уселся на баке, не в силах уже вытащить на палубу якорь. Мы отходили от берега с висящим под нами якорем. Глубина здесь росла резко, так что идти с якорем под яхтой было безопасно. Отойдя от берега, мы завели якорный конец на шкотовую лебедку и с ее помощи подтянули якорь до цепи к палубе. С большим трудом затем совместными усилиями втащили и цепь, и якорь на палубу.

Паруса не ставили. Дрейфовали по ветру вдоль южного берега к западной стороне острова. Мы знали, что единственное теперь возможное место стоянки было под ветром, на западном берегу. Там нашли более-менее безопасную стоянку и положили якорь. Стоять здесь было лучше, однако высадка сегодня была так же невозможна. К вечеру ветер опять задул до 25 узлов. Но стоянка на удивление оказалась спокойной. И прибой здесь был не такой сильный. Хотя на атоллах не имеет значения, с какой стороны острова дует ветер. Накат одинаково сильный по всему периметру – что с наветра, что с подветра. Завтра, если ветер стихнет, попытаемся высадиться.

27.01.2011. С утра сварили первый суп из акулы. Получилось неплохо. Правда, есть душок и небольшой привкус. В следующий раз надо будет подольше вымачивать мясо в уксусе.

Опять нами интересуются серые птицы. На этот раз они превзошли себя. Я что-то делал за бортом, свесившись под леерами. Когда я поднялся оттуда и обернулся, прямо перед собой, в 30 сантиметрах от своего носа, я увидел клюв серой птицы. Она уселась на гик и внимательно наблюдала за мной. Даже когда мы столкнулись с ней нос к носу, она не улетела. Она с любопытством смотрела на меня, я с удивлением смотрел на нее. «О, прилетела» - вырвалось у меня. Птица взмахнула крыльями и взлетела. Но не улетела, а приземлилась тут же, на солнечную батарею.  Затем она перелетела на лопасть заблокированного ветряка и оттуда продолжала наблюдать за происходящим на яхте.

В этот день погода так и не дала нам возможности высадиться. Но ветер, вроде, стал стихать. Есть надежда, что завтра стихнет и волна. А пока я разобрал фотоаппарат Pentax. Он оказался очень загрязненным внутри. Похоже, протек он уже давно. Задолго до нашего путешествия. Просто теперь он получил последнюю каплю.

28.01.2011. Встали в 7.00.  Сегодня попытаемся еще раз высадиться на берег. Но прежде положили второй якорь.  Доели суп из акулы. Доели через силу. Только что бы продукт не выбрасывать. Специфический запах, который мы сначала старались не замечать, заставил нас принять решение отказаться от ловли акул в будущем.

Все утро мы наблюдали за прибоем, стараясь определить лучшее место для высадки и высчитать период между наиболее сильными волнами. Мы стояли как раз в том месте, где сходились волны с юго-запада и северо-запада. Иногда волны гасили друг друга. Тогда казалось, что наката нет, и высадка не составит труда. К 10.00 мы были готовы к высадке. Надели спасательные жилеты, погрузились в лодку и направились к берегу. Прибой был меньше вчерашнего, но все же, он оставался достаточно сильный. К тому же, у рифа волна оказалась гораздо больше, чем это виделось с яхты. Мы долго барражировали вдоль рифа, выжидая подходящий момент. Но волна была слишком большой и мы так и не решились пойти на штурм рифа. Сильный прибой делал высадку слишком опасной. Даже, если и удастся высадиться, в случае даже небольшого ухудшения погоды к вечеру, возвращение с берега оказывалось под большим вопросом. Поэтому, как это ни было досадно, решили вернуться на яхту и там уже определяться с дальнейшими действиями. На яхте, прежде всего, приняли прогноз погоды. Он не радовал. На ближайшие три дня изменение погоды не ожидается. Это означает, что в ближайшие дни высадка будет невозможна. Что будет дальше, пока сказать трудно. Одно ясно – ожидание погоды может затянуться на неопределенный срок. В этих условиях принимаем решение о нецелесообразности дальнейшей стоянки на атолле. Позже это решение оправдалось.

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]