Репортаж Гаянэ с Буэнос-Айрес.

Буэнос-Айрес (Аргентина).

Окончание.

[ Начало ] - [ часть 2 ] - [ часть 3 ] - [ часть 4 ] - [ Окончание ]
 

   Возвращаемся в Буэнос-Айрес. Водители наши совершенно вымотались, но останавливаться на отдых не хотят. Сменяются на остановках. Останавливаемся редко, только чтобы выпить горячего в придорожных кафе и на заправках.

     Едем другой дорогой - по плотно заселенным индустриальным областям Аргентины. Автомобильные мосты, эстакады, указатели, ночные огни городов, переходящих один в другой…
      Ещё одна ночь в полудреме… Снова сажусь на место возле водителя, чтобы отвлекать разговорами Андрея ото сна…

    Наконец Буэнос-Айрес. Выгружаем ребят в марине и с Андреем возвращаемся в отель, в котором я провела первые дни в столице Аргентины. Мой номер занят. Как постоянному клиенту, мне предлагают такой же этажом ниже, да ещё со скидкой. Можно залезть в ванную, расслабиться, выпрямиться на белоснежной постели…

     7 мая. Выход яхты намечен на завтра. С утра, пока не вернули автомобиль арендодателю, ребята занимались оформлением документов для выхода из страны. А с обеда, понимая, что скоро расстанемся, мы с Андреем до поздней ночи пешком бродили по городу, каждый раз делая маленькие открытия.

     Расскажу о нескольких из них, тех, которые больше всего запомнились.
 


    В старом центре Буэнос-Айреса в одной из арок мы услышали громкий размеренный монолог на испанском. Решили, что экскурсия и пошли на звук голоса.
  Во дворе здания обнаружили пристройку. Полукруглое помещение с высоким потолком, прямой отрезок которого - сцена, а в закругленной части - амфитеатром пять рядов каменных, истертых временем, скамей.
Выше «партера» - в два яруса небольшие ложи. Из окон сквозь проемы лож пробивается солнечный свет…

  Экскурсовода я не понимала, но что-то поразило меня в этом старинном театрике.
И хотя зал почти ничем не был украшен: грубый камень ступеней-скамеек, побеленные проемы, но возникало ощущение сказки. Может быть, похожее чувство было у Буратино, когда он увидел театр, спрятанный в каморке папы Карло?
Присев на скамейку, я закрыла глаза. Хотелось как можно дольше оставаться здесь, вслушиваясь в музыку отраженного эхом голоса парня-экскурсовода.
   Второе открытие ждало нас прямо возле гостиницы, где я поселилась. Когда выбирала её по Интернету, больше ориентировалась на цену, комфорт и близость к центру. По приезду оказалось, что гостиница находится на узенькой и совсем не шикарной улочке в старом городе. Однако с гостиницей мне явно повезло. И поняла я это, когда в нескольких сотнях метров обнаружила квартал роскошных отелей, своего рода туристическую Мекку, но с совершенно другим соотношением цена-качество.
Да и яхтклуб, где Купава стала в Буэнос-Айресе, оказался в 20 минутах ходьбы от моего жилища.

    Так вот, на первом этаже дома напротив гостиницы в витрине на веревочках висели куклы из разных, иногда неожиданных для такого рода изделий, материалов.

    Некоторые куклы были почти без одежды и с цветом «кожи» от угольно-черного до бело-голубого.
 С первого взгляда мне показалось, что это магазин кукол. И только высоко подняв голову, я заметила табличку над входом:
«Museo Argentino del Titere».

  Я бы уже давно зашла в этот музей театральных кукол, но в то время, когда обычно уходила из гостиницы или возвращалась, входная дверь была заперта. Однако вечером 7 мая нам с Андреем повезло. Дверь была распахнута, горел свет, сновали люди, и мы зашли…

  Говорят, что кукла родилась, когда первый человек склонил голову и в блеске восхода увидел собственную тень на земле. И задумался о ней. И сделал её подобие, чтобы тень могла двигаться и жить самостоятельно…

 

   Мы окунулись в один из древнейших видов искусства, который живет по своим законам. Куклы марионетки на верёвочках. Страшные и загадочные тростевые куклы, у которых от рук отходят палки - трости. Привычные для нас перчаточные куклы, надеваемые на руку. Куклы планшетные, которых ещё называют паркетными и водят по полу, управляя куклой за крючок, что спрятан за ее головой. Плоские теневые куклы. Из Африки, Европы, Азии, Океании. Из дерева, ткани, металла, глины, папье-маше и ещё бог знает чего. Недавно рожденные мастером и прожившие долгую театральную жизнь...

   Уже больше пятидесяти лет музей собирает коллекцию по всему миру. С большой гордостью нам показывали кукол в национальных русских и прибалтийских костюмах. Увы, украинских кукол не оказалось – ещё не добрались до Аргентины.

   В коллекции музея встретили материалы о советском кукловоде и драматурге Сергее Образцове (кто не знает его «Необыкновенный концерт»!). Он в конце прошлого века посещал Аргентину и хорошо известен кукольникам этой страны.

  Посмотрев экспозицию, мы собрались уходить. Но нас задержала приветливая темноволосая сотрудница музея, произносившая английские слова на испанский манер, сказав, что сегодня у них важное событие. Оказывается, в город приехал известный аргентинский «кукольный» постановщик, днем он проводил мастер-классы, а вечером, уже скоро, будет спектакль.

   Ах, как мне хотелось посмотреть, что же такое аргентинский кукольный театр! Но девушки из украинского посольства пригласили экипаж Купавы и меня вместе с ним на прощальный ужин. Надо было спешить. Девушек нельзя заставлять ждать…
    К слову, тема кукольного театра музеем не была исчерпана. Ещё до прихода ребят на одной из улочек старого города, среди магазинчиков, закрывающих ролетами импровизированные витрины, я наткнулась на вывеску «Театр Арлекинов».
   Металлическая сетка защищала табличку и пестро разрисованный холст – ширму. Не знаю, как часто этот уличный театр давал представления, но то, что подобные шоу популярны среди жителей города, я не раз убеждалась, бродя по Буэнос-Айресу. Потомки индейцев с любовью берегут традиции уличных празднеств.

  В будние дни, гуляя по улицам, мы встречали канатоходцев, разгуливающих по натянутому между домами канату, совсем как Баталов - Тибул в фильме моего детства «Три толстяка».
  А в воскресенье на перекрестке возле гостиницы перекрыли движение. При большом стечении сидящего на асфальте и собственных стульях народа фокусники, клоуны, жонглеры и прочие цирковых дел мастера бесхитростным искусством веселили жителей квартала. Кто сколько заплатит. Может я и не права, но это уличное представление показалось гораздо искреннее, чем модные нынче в Украине (особенно в преддверии выборов) концерты заезжих звезд, оглушающие грохотом динамиков подвыпившую публику.

   Все же вернусь к прощальному ужину. В ответ на вопрос «И где же хваленое аргентинское мясо, которым питается вся Америка?» привыкших к консервно – макаронной диете путешественников барышни из Посольства решили сводить в…не знаю, как и назвать по отечественным меркам…ресторан… не ресторан.

   Все же думаю, что ресторан, раз предупредительный швейцар, взяв у Андрея ключи от автомобиля, чтобы не утруждать «гостя», сам отогнал его на стоянку. Словом, платишь 20 долларов. Заходишь и ешь, пока не треснешь. Отдельно оплачиваются только спиртные напитки.

  Известно, что Аргентина – страна мясоедов и крупнейший экспортер мяса на американском континенте. Местные жители любят вкусно поесть и знают в этом толк. Не зря говорят, что поголовье коров в Аргентине больше, чем население страны. По приезду в Аргентину наши милые соотечественницы из украинского посольства частенько хаживали в подобные заведения, пока не поняли, что пиршества грозят покупкой одежды на пару размеров больше…

  В зале нас усадили за отдельный длинный стол. Сначала салаты и легкая закуска, включая морепродукты. Подходишь с тарелкой к стойке и набираешь сам. Всего понемногу. Мужчины выбирали больше белковую пищу – мидии, тигровые креветки, салаты с рыбой и мясом, женщины – салаты с зеленью, коих было великое множество, и попробовать все не представлялось возможным. Заказанное мужчинами вино было галантно разлито по бокалам молодым официантом, и пиршество началось…


 Никто даже и предположить не мог, что после такого изобилия закусок, сравнимых по сытности с полноценным обедом, будет ещё «основное блюдо».
Но оно было. И отказаться от этой вкуснятины не было никакой возможности. «Основным блюдом» было мясо.
Повара в полосатых брюках, колпачках и передниках из той же ткани предлагали на выбор куски мяса, которые тут же готовились для подачи на стол.
  Мясо козленка, молодого поросенка, говядина и телятина, деликатесные интимные части тела поросят - перечислять можно долго.
Способ приготовления и размер порций – на выбор.
  Мы с грустью понимали, что всего попробовать не удастся. Желудок не резиновый. К мясу также на выбор был гарнир - разнообразный, однако больше всего меня удивил большими кусками нарезанный и запеченный в духовке картофель. Казалось бы, традиционное блюдо, но…картофель посыпан сахаром и специями. Непривычно и очень вкусно!

  А потом был десерт! Все понимали, что желудок больше не в состоянии принимать пищу, но смотреть на эту красоту и не попробовать не смог никто из нашей компании. Божественного вкуса груши, вымоченные в роме, розетки из воздушного теста, наполненные цукатами из диковинных фруктов и ягод, маленькие блинчики со сладкой начинкой и соусом оранжевого цвета, вкусней которых мне пробовать не приходилось. Словом, праздник чревоугодия! Думаю, экипаж «Купавы» запомнил его надолго…

   Продолжая тему продуктов, не могу не вспомнить об аргентинском вине, а вернее – винах.
Как лицо кавказской национальности по отцовской линии, подтверждаю – вина отменные. И хотя история виноделия в Аргентине не такая уж и давняя (первые виноградники были посажены испанскими отцами-иезуитами на рубеже XVI-XVII веков), сегодня Аргентина занимает 5-е место по производству вина в мире, уступая лишь Франции, Италии, Испании и США.
В стране 220 тысяч гектаров виноградников, которые производят 300 млн. литров вина в год.
  Винная промышленность Аргентины сконцентрирована в западных районах страны в предгорьях Анд, между 22 и 42 градусами. А лучшие вина в стране родом из расположенной у подножия горной цепи винодельческой области Мендоза (Mendoza), природные красоты которой и являлись целью нашего автомобильного путешествия. Это одно из уникальнейших мест в мире для возделывания винограда, с полупустынным климатом и практически полным отсутствие рисков возникновения болезней лозы.


  Винодельческие хозяйства Аргентины - это частный семейный бизнес. Такие хозяйства называют «Винерии» или «Винарии».

  Хозяйства выращивают виноград, производят вино и часто даже самостоятельно его реализуют.
  Вот в такую Винарию мы и заехали, возвращаясь из Кордильер в Буэнос-Айрес.

 Меня поразила идеальная, совершенно не привычная для Аргентины чистота на территории затерянного между жилыми дворами винодельческого хозяйства.
  Говорят, и винные подвалы таких хозяйств напоминают стерильно чистые научные лаборатории, оснащенные системой мягкой подсветки и кондиционирования.

   Вечерело, дегустации уже закончились, в подвалы мы не попали, но нам дали возможность
попробовать наиболее популярные сорта хозяйства. Выбрав несколько сортов вина и сфотографировавшись на память, мы заспешили в дорогу. До Буэнос-Айреса ехать ещё было больше суток.

  В субботу, 8 мая, мы с Андреем снова гуляли по Буэнос-Айресу. Город выстроен так, что улицы пересекаются под прямыми углами, образуя квадратные кварталы (Cuadras), со сторонами в 140 метров. Разобравшись в логике улиц и имея карту, заблудиться сложно.

   Не знаю как путешественники, но я никогда не забуду неуловимое обаяние этого города, где смешались разные цивилизации и эпохи, где растут зеркальные грибы-небоскребы и для школьников проводят уроки истории в музее «Etnografico», посвященном индейскому быту и культуре.

   Кстати, музей этот перевернул мое книжное представление о том, как индейцы выглядели на самом деле. На фотографиях экспонаты музея: снимки обнаженных низкорослых людей в полный рост в высоких шапках с разукрашенными телами (индейский «этнический» бодиарт), предметы утвари, каменные идолы с прямоугольными туловищами и круглыми головами, украшения из цветных камешков, убранство жилищ, оружие.

  Шел урок. Дети сидели полукругом перед преподавателем на подиуме, с которого видна была большая часть огромного овального зала и балкончиков с экспонатами.
  А я бродила по залу, прислушивалась к незнакомой испанской речи, и удивлялась несоответствию между красавцем актером Гойко Митичем, – кумиром фильмов об индейцах из моего детства, и настоящими, совсем не воинственными с виду, представителями индейских племен, населявших в недалеком прошлом аргентинские территории.
  На этот музей я набрела в последний вечер, когда гуляла по городу уже одна. В субботу после обеда Андрей попрощался и ушел на яхту, попросив его не провожать. Обещал позвонить, когда яхта готова будет выходить в залив.
«Купава» должна была вернуться в Монтевидео, чтобы забрать на борт новых членов экипажа, Геннадия Старикова и Виктора Копайгородского. Два члена команды – Михаил Ильенко и Валерий Деймонтович – улетали домой.

  Вечером вернулась в пустой гостиничный номер, разогрела чайник, собираясь попить чаю с маленькими воздушными плюшками из кондитерской, что на соседней улице. Но не успела. Раздался стук в дверь. Меня ждал сюрприз… На пороге был Андрей! Оказалось, что выход яхты так и не состоялся, и муж вернулся в гостиницу. На плече у него был вещмешок с ворохом просоленной и выгоревшей под атлантическим солнцем спортивной одежды. Да, чем ещё, как не стиркой, следует заняться в последние часы встречи! Значит, будем прощаться ещё раз, но уже завтра. Утром я улечу, а Андрей уйдет в море, где много романтики, но ещё больше опасных неожиданностей. Сколько же долгих месяцев нас ждет до следующей встречи?..

  Утром 9 мая, встав пораньше и сложив в вещмешок полусухое бельё, муж помог мне отнести на Reception вещи. Ему надо было идти. Оттаявшие и посиневшие за дни нашей встречи глаза Андрея снова стали серыми. Он уже был там, на «Купаве». Там, где за полгода стал привычным спартанский быт команды, с его теснотой, сложностями во взаимоотношениях, сеансами радиосвязи, бескрайними морскими горизонтами и непередаваемым по красоте небом, о котором он мог рассказывать часами.

  До посадки на самолет оставалось ещё три часа, пора было вызывать такси - аэропорт за городом. Прощай, Буэнос-Айрес. До свидания, Андрей…до следующего свидания.
Перелет из Аргентины до Италии прошел спокойно. Лететь через океан было уже привычно, если не считать того, что табло, на котором высвечивалась карта и маршрут, вышло из строя. Координаты самолета постоянно вызывали недоумение в салоне, и табло отключили. В Риме мне предстояла пересадка на самолет до Киева, которая омрачалась почти пятичасовым ожиданием в римском аэропорту.

  Когда летела из Рима в Аргентину, в салоне англоязычных пассажиров было мало – стюардессы и несколько респектабельных пассажиров европейской внешности, по всей видимости, занимающихся бизнесом. Остальные – путешествующие аргентинские пенсионеры, в основном дамы, и галдящая молодежь. Кроме того, что публика много сорила и, выходя из Боинга в Буэнос-Айресе, я чувствовала себя как на Майдане после выходных, ничто не давало повода заподозрить наличие среди аргентинских граждан соотечественников.

   Каково же было мое удивление, когда в девятирядном салоне Боинга, следовавшем из Буэнос-Айреса в Рим, за несколько рядов от своего кресла я заметила мужчину, у которого из нагрудного кармана рубашки выглядывал украинский паспорт. Я не поверила своим глазам! В испаноязычном рейсе, где и по-английски мало кто понимает, встретить соотечественника! Вот когда начинаешь ценить встречу с согражданами. Мужчину звали Геннадий. Как оказалось, он тоже летел в Киев, а потом поездом – в родное Запорожье. С ним был 10-летний сын, рослый и чрезвычайно сообразительный для своих лет мальчик. Познакомившись с этими симпатичными людьми, я перестала переживать по поводу предстоящего ожидания в римском аэропорту.

  Геннадий с сыном оказались опытными путешественниками – любителями нетрадиционных маршрутов. Через Буэнос-Айрес они возвращались из поездки по Бразилии и Перу. Самостоятельно проложив маршрут и заручившись формальной поддержкой украинского турбюро, они на свой страх и риск отправились в путешествие по экваториальной части латиноамериканского континента. Сына Геннадия переполняли эмоции и впечатления от поездки, и я с удовольствием посмотрела видео и фотокадры их смелого (мальчику то всего 10лет!) путешествия: потрясающие водопады Бразилии, затерянные города Инков.

  Все. Сели. Вот и Борисполь, где меня встретил Сергей Лисовец, полноправный член нашей береговой команды, добрый и безотказный человек, помогающий всем, кто в его помощи нуждается. На то, чтобы отоспаться и вернуться в привычный ритм, у меня ушло не меньше недели: днем на работе я время от времени отключалась, в транспорте – засыпала и проезжала остановку.

 
  Но теперь, спустя время, я с уверенностью могу сказать – путешествие в Аргентину стоило и долгого перелета, и бытовых неудобств, и проведенных в дороге бессонных ночей!


  Это все, конец истории, связанной с Аргентиной.

  Да, а вот это я, Мальцева Гаянэ, и не в Аргентине, а в офисе страховой компании, где работаю…
  Кстати, наша компания застраховала всех шестерых членов экипажа яхты Купава на период путешествия.
Вот теперь все. Конец истории. Не знаю, может быть будет продолжение где-нибудь в Новой Зеландии или Австралии. Не загадываю, время покажет…

 

2010 - 2011.
Мальцева Гаянэ

 
[ Начало ] - [ часть 2 ] - [ часть 3 ] - [ часть 4 ] - [ Окончание ]