Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

 Переход с острова Пасхи до Мангаревы.

2

Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
 

Как и ожидалось, день выдался отличный. Впервые за последние дни увидели ясное, чистое небо. Солнечно. Ветровой волны почти нет. Яхта мерно раскачивается на длинных волнах океанской зыби. И хоть волна достигает 3,5 метров, для нас она абсолютно комфортна. Яхта как поплавок, то мерно поднимается над океаном, то спускается в ложбину между медленно идущими волнами. Где-то далеко идет шторм. А мы лишь слышим его отголоски.  Как часто бывает, сразу две волны идут навстречу друг другу – высокая и длинная с юго-запада, и поменьше и покороче с северо-востока. 

11.01.2011. За сутки прошли 82 мили. Ночь ясная, звездная. Сегодня опять пытался выйти на связь. В 6.00 UTC на 40 метрах слушал украинские станции UR5IDU и UY8IM. Как обычно в последние дни, слышал неплохо, на 5/8. Меня слышали очень слабо. Даже позывной не разобрали. Так что, ни одного QSO провести не удалось.

К утру зыбь стала значительно длиннее. Волны все так же идут навстречу друг другу. Все чаще стали появляться птицы.

Погода весь день отличная. К 15.00 ветер зашел на север до галфвинда, и мы убрали стаксель. Остаток дня шли под генуей. Лишь к ночи ветер вернулся на фордевинд, и стаксель опять занял свое место на наветренном борту.  Вокруг много птиц. Уже не бывает минуты, что бы где-то не кружила одна или пара птиц. К вечеру прилетела одна смешная. Похожая на утку. Она издалека увидела яхту и решительно пошла прямо на нас. Проходя по корме, вдруг заметила воблер, тянущийся за яхтой. Птица крякнула, растопырила хвост и лапы, и камнем рухнула в воду. Вынырнула в полном недоумении. Долго сидела на воде, глупо и смущенно глядя по сторонам. Затем взлетела, догнала нас и уже без лишних кряков сходу бросилась в воду. Вынырнула с тем же выражением лица. Посидела немного. Опять взлетела и опять догнала нас. Атака повторилась еще три раза. В конце концов, птица сплюнула, неприлично крякнула, и улетела прочь.

Закат был красивый, золотистый. И хоть все небо затянуто и солнце садилось в тучу, а на западе видна радуга, что не предвещает ничего хорошего на завтра, все равно очень красиво вокруг и мы наслаждаемся вечерними видами.

Тунца все нет. Не знаю, что ему нужно. Сегодня сделал новый воблер из очередной ручки. Получился на славу, пальчики оближешь. Лучший мой воблер за весь поход. Всю душу вложил. Отличный красный колпачок от ручки. Отличный кулек, искусно вырезанный и скрученный в аккуратную юбку. Новенький тройник с поводком, привязанный профессиональным рыбацким узлом. Конфетка получилась. Не клюет. Три снасти тянутся за кормой. Даже птицы атакуют с воздуха. Рыба не клюет. А как хочется тунца. Консервы надоели. Да и заканчиваются они. Где же тунец.

На ночь, в ожидании шквалов, убрали стаксель.

12.01.2011. За сутки прошли 86 миль. Тихий океан не балует нас хорошими переходами. Который день не дотягиваем до 100 миль.

К утру подошла большая черная туча. Ветер резко усилился и зашел с фордевинда на галфвинд. Я развернул подруливающее на 90 градусов.  Через 15 минут крутил его уже в обратную сторону.

Тучи шли все утро. Ветер усиливался до 20 узлов и менял направление на 180 градусов – с галфвинда левого борта до галфвинда правого. К 8.00 вся эта котовасия успокоилась. Небо почистилось. Установилась солнечная погода. Хотя ветер продолжал крутить.

Ночью на палубу залетело две летучие рыбки. Небольшие, около 10 см. в Атлантике залетали побольше – до 25 см. Как раз на сковородку. Но и этих не выбросили. Съели.

Днем ветер, наконец, установился. Задул галфвинд правого борта. Стало трудно нести наветренный стаксель, и мы его убрали. Пошла короткая резкая волна. Она чаще стала бить в борт, и яхту стало чаще забрасывать.

Рыбы нет. Где рыба. Барракуд уже доели. Третий день едим консервы с макаронами. Суп не варим. Ждем тунца.

13.01.2011. До атолла Ducie осталось 157 миль. К ночи установился восточный ветер около 12 узлов. Идем под генуей в фордевинд больше 4 узлов. Ночь ясная. Пока светит луна, на палубе «весело» и приятно. Но около часа ночи луна заходит. Заходит рогами вверх. В виде буквы «С», как будто луна старая. На самом деле сейчас первая четверть. Здесь, в южном полушарии, все наоборот.

Ночью опять пришли барракуды – одна около 1,5 метра и вторая около метра. И несколько летучих рыбок на палубе.  С барракуд утром сразу сняли шкуру вместе с костями. Теперь их можно есть с удовольствием, не тратя нервы и время на выковыривание костей.

К рассвету на востоке закрутило черный низкий зловещий вал. Солнце всходило уже в тучу. Ждем дождя и шквалов. В конце концов, вал догнал нас. Пошел сильный дождь, ветер усилился до 20 узлов.

Но вскоре небо почистилось. Установилась хорошая, солнечная погода. Она сохранялась весь день. Однако к вечеру небо опять затянуло. Ветер, как и утром, усилился до 20 узлов. Мы разогнались до 7 узлов и так «летели» до захода солнца. На ночь решили уменьшить паруса и убрали стаксель. День заканчивался, как и начинался. Солнце садилось в тучу, прячась за стену дождя.

14.01.2011. Наконец перевалили за 100 миль суточного перехода. Ночь опять лунная и звездная. Волна небольшая. Яхта мерно раскачивается. Иногда подходит, все же, шальная волна и тогда яхту сильно бросает. Звенит посуда на камбузе, что-то гремит в штурманском столе.

Днем сделали амортизатор на ветрогенератор. Привязывать его мы стали уже давно. В штатном положении ветряк свободно вращается на своей оси, поворачиваясь в сторону ветра. Это все отлично работает на берегу. Но в море, когда яхту сильно раскачивает, ветряк беспрестанно крутится во все стороны, становясь то боком к ветру, то против него. Тогда ветряк останавливается. Зарядка прекращается. Затем он начинает разгоняться опять. Иногда ветряк делает несколько оборотов подряд. Получается, что большую часть времени ветрогенератор не работает, крутясь как волчок во все стороны. Ситуацию немного улучшает тяжелый маховик на роторе нашего Ruthland 913, который не дает ему сразу остановиться после потери ветра. Но все равно, больше половины времени генератор находится без ветра. Поэтому стали фиксировать его в плоскости ветра с помощью конца, привязывая за флюгер к дуге. Но на качке ветряк все равно норовит развернуться. При этом он резко начинает движение и резко останавливается ограничительным концом.  Получаются очень резкие рывки. Скорее всего, не очень хорошо отражающиеся на работоспособности ветряка. Поэтому стопорный конец притянули к штоку ветряка резинкой, которая теперь гасит резкие рывки. Генератор стал работать лучше.  Теперь он практически все время находится в плоскости ветра и работает больше 90 % времени. Это значительно улучшило энергетическую ситуацию на яхте. Мы потом рекомендовали нашу снасть другим яхтсменам. Буквально все подтверждали нам эту проблему с ветряками. И точно так же все поражались простоте ее решения.

К рассвету задуло. Наша скорость выросла до 6 узлов под одной генуей. Несколько дней назад такая скорость нас радовала бы. Но теперь, когда до Дюси оставалось 22 мили, нам бы ветер поменьше. Усиление ветра может сделать невозможной высадку на атолл. Еще на Пасхи мы загрузили из интернета спутниковые снимки всех островов на пути до Полинезии, и теперь заранее знали, что собой представляет атолл, где можно стать на якорь и попытаться высадиться. Мы уже знали, что на Дюси входа в лагуну нет и спрятаться будет негде.

Утром появились белые птицы – небольшие и изящные. Это верный признак приближения земли. Все больше летучих рыбок. Это уже действительно летучие рыбки. Выйдя из воды, они долго летят над ней, иногда помогая себе хвостом. В полете они периодически снижаются до самой воды, так что хвост оказывается в воде. Тут у них включается ускоритель – хвост начинает работать с такой скоростью, что за ним образовывается бурун. В течение секунды рыбка разгоняется и этого толчка ей хватает, чтобы пролететь еще несколько десятков метров. Таким образом эти рыбки могут пролетать расстояние в несколько сот метров. Рыбки летят над самой водой, огибая каждую неровность ее поверхности. Они используют эффект экрана, которым человек так и не научился пользоваться. Получилось достаточно надежное средство бегства от хищника. Единственный недостаток – при приводнении никогда не знаешь, что тебя ждет под водой. Можно плюхнуться прямо перед мордой какого-нибудь дорадо.

Около 10.00, когда до острова оставалось 6 миль, появился на горизонте атолл.  Плоский. С пляжем по периметру и с зарослями внутри. Прилетели большие белые птицы с длинными, очерченными черным, клювами. Птицы явно интересовались нами. Похоже, яхты здесь не частые гости. Подлетали вплотную. Казалось, что они хотят сесть на палубу. Поворачивали головы и с любопытством рассматривали нас. Потом улетали. На смену им прилетали новые.

10.30. Подошли к южной оконечности атолла. Прошли вдоль западного берега, затем вдоль северного. Стать негде. Ветер около 20 узлов разогнал волну и по всему берегу идет сильный накат. Решаем вернуться на юго-запад острова, где накат, вроде, был меньше. В этом месте прибой, действительно, был слабее. Ветер дул прямо с берега, что, как нам казалось, делало стоянку более-менее безопасной. Стали на якорь вблизи рифа. Якорь положили у самого рифа на глубине трех метров. Оттянулись метров на 45. Эхолот показывал под яхтой 6 м. С кормы на тузике завели второй якорь. Оба якоря у нас на цепях по 5 и 7 метров с плавающими концами. Якорь с кормы положили на случай изменения ветра. Дополнительно решили завести конец на берег. До берега было около 150 метров. Мы набрали концов, что бы, связав их вместе, дотянуть до камня или дерева. Повесили на тузик мотор, погрузились в него сами и двинули к берегу. От полоски пляжа нас отделяла гряда рифов, о которую разбивался приличный прибой. Пройти ее сходу мы не смогли – кораллы были у самой поверхности воды, иногда выходя из нее, не давая подойти на лодке к берегу. Мы двинулись вдоль рифа, ища проход.  И только мы стали боком к рифу, как подошла большая волна. Она подняла нас, и тут все вокруг зашумело и закрутилось. Море, почему-то оказалось над головой, со дна лодки на меня полетели концы. Промелькнуло лицо Юры, мотор, медленно вращающийся винт... Все пошло кувырком. Затем все остановилось. Когда я вынырнул, рядом со мной плавала моя кепка. Я протянул руку и надел ее. А вот один тапочек куда-то уплыл. Так я в одном тапочке и вытаскивал лодку, все время рискуя наступить на ежа или порезаться об острый коралл. Тапочек нашелся по пути к берегу. Плавающие концы собрали сразу. Еще один конец я нашел на дне, случайно наступив на него. Где-то оставался последней, бывший в прошлом спинакер-фалом. Рассчитывать, что я найду его сразу, как первый, наступив на него, было нельзя. Решили вернуться сюда еще раз с маской. Ну а пока вытащили лодку на берег и занялись мотором. Мотор, конечно же, был залит, и завести его с ходу не было никакой надежды. Сняли его с лодки и отнесли подальше от воды. Прокачали цилиндр, прокачали карбюратор. Но мотор не заводился. Скорее всего, причина в свече. Корпус мотора сделан так, что снять свечу прямо здесь, без инструмента, мы не могли. Поэтому пока оставили мотор на берегу, у дерева, а сами пошли на разведку по атоллу. В ветвях дерева, к которому мы прислонили мотор, сидела небольшая белоснежная птичка. Она, почему-то, не спешила улетать и с любопытством наблюдала за нашими манипуляции с мотором. Мы пошли по пляжу. К нашему разочарованию то, что с моря казалось мягким белым песком, оказалось твердыми и колючими остатками раковин и кораллов. Не то, что понежиться, пройтись по ним босиком было невозможно. На берегу и в воде лежало большое количество красивых раковин. Много больших раков-отшельников и шустрых крабов разбегались от нас в стороны. Валялись панцири лангустов. Это радовало. Значит, есть надежда, что здесь мы сможем полакомиться их нежным мясом. Мы свернули с пляжа и пересекли остров сквозь заросли низкорослых скрюченных деревьев с крупными листьями. Деревья росли прямо на ракушечнике. Идти было сложно. Заросли были густые и колючие. В плавках не очень было приятно продираться сквозь переплетения колючих ветвей. А вокруг кишели стаи небольших белых птиц. Они сопровождали нас всю дорогую. Кружили над самой головой, часто подлетая настолько близко, что от них хотелось отмахнуться. Иногда в ветвях встречались серые пушистые комочки размером с футбольный мяч. Это птенцы тех белых крупных птиц, которые встретили нас на подходе атоллу. Птенцы были непуганые и подпускали к себе вплотную. На острове птицы чувствуют себя в полной безопасности и, похоже, утратили часть инстинкта самосохранения.

Под ногами совершенно неожиданно обнаружилась жизнь. Ни песка, ни земли на острове нет. Это сплошной коралл и ракушечник. И надо же, в этом твердом ракушечнике кто-то нарыл множество нор. Норки небольшие, всего около 2 см в диаметре. Те, кто их копал были настоящими тружениками. В таком грунте не очень просто копать.  Вокруг норок были кучки коралловых осколков до 2 см длиной. Интересно, кто эти строители. И где они берут воду? Ведь на острове воды нет. А то, что это не морские животные нарыли норки, мы были почти уверены. Норы были не на берегу, а на достаточно большом удалении от него, в так называемом лесу.

Наконец, мы вышли в лагуну. Красивая, голубая лагуна с белым пляжем по периметру. Но красивый вид лагуны и белого пляжа не могли развеять чувство какой-то тоски и безнадежности. Лагуна была безжизненна. Весь пляж был усыпан телами мертвых темно-серых птиц. Десятки, сотни трупов птиц по всему внутреннему пляжу. Почему-то они были только внутри острова. Что вызвало массовую гибель этих птиц, мы понять не могли. И что удивительно, среди погибших птиц не было ни одной белой. А темных вживую мы здесь не видели.

Весь наветренный берег атолла был усеян мусором, прибитым сюда восточными ветрами и течениями. Мы заметили его еще издалека, только подходя к острову. Горы мусора. В основном это бутылки и рыбацкие буйки. Здесь легко можно открыть пункт по приему и заготовке рыбацких буйков.

Мы шли по берегу. Одна из белых больших птиц спала на пляже. Она  стояла на одной ноге, засунув голову под крыло. Мы подошли к ней почти вплотную.  Юра наклонился, протянул к птице руки и стал приближаться.  Он уже готов был взять ее, как вдруг птица проснулась. В ужасе, с криком и хлопаньем крыльями, она шарахнулась от Юры. Я был немного впереди и в стороне. Так случилось,  что птица бросилась именно в мою сторону. Едва не врезавшись в меня, она в панике ринулась от меня. Она пыталась взлететь, но паника не позволяла ей совладать с крыльями. Она подрывалась и падала, крича и хлопая крыльями. Наконец, ей все же удалось оправиться и взлететь. Лишь в воздухе она перевела дыхание и смогла осмотреться. Она покружила немного и села в стороне от нас у самых зарослей.

А чуть подальше сидел такой же «гусь» с птенцом, размерами не уступавшими родителю. Вместо перьев он весь был покрыт белым пухом. Мама, а может это был папа, при нашем приближении сразу свалила. А птенец, оставшись в одиночестве, не растерялся. Он широко расставил крылья и стал угрожающе кричать (вернее, пищать) и делать выпады в нашу сторону. Боевой птенец. Хотя, конечно, делал он это неуклюже, еще толком не натренировавшись. Но мы все равно сделали вид, что испугались и поспешили уйти. Это что бы в птенце не развивалось чувство неполноценности. Вообще, птенцов здесь очень много. Все они крупные, размером со своих родителей. Сплошь покрытые густым пухом. Среди птенцов было две группы – белые и черные. Почему природа разделила их цветами, мы не знали. Но цвет, похоже, диктовал их стиль поведения. Белые птенцы обосновались на берегу. В то время как черные отсиживались в зарослях, не решаясь высунуть клюв из своих укрытий.

Мы обогнули мыс по пляжу, и вышли на западный берег, к лодке. По дороге набрали много красивых раковин. Но сейчас решили не брать их на яхту. Уходя с яхты, мы не планировали высаживаться на берег. Хотели только завести конец и вернуться. Поэтому к прогулке по острову оказались не готовы и, даже, сумки с собой не взяли. А грузить раковины насыпом в лодку было опасно. Своими острыми кромками и шипами они легко могли повредить ее. Оставили все на берегу, что бы забрать при следующей высадке.

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]