Репортаж Зубенко Андрея (UT6UE)

 

 Переход с острова Пасхи до Мангаревы.

7

Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
 

Перед нами открывалась перспектива стоянки на якоре неопределенное количество дней в ожидании от моря погоды.

В 13.50 мы стали на якорь в  бухте Western. Якорь положили на глубине 20 метров. Дно было видно хорошо. В основном это был песок, на котором выделялись отдельные кораллы. Якорь на таком дне держит надежно. Сама бухта была хорошо защищена от ветра. А камни Yang’s rocks на входе в бухту с востока полностью закрывали ее от волны. При юго-восточном ветре стоять здесь было спокойно. Но нас это не радовало. Погода установилась уже несколько дней назад, и ничего не говорило о возможности ее смены в ближайшее время.

Прежде чем предпринимать какие-то дальнейшие действия решили заняться акулой. К этому времени мы ее уже достали из уксуса. Мясо в уксусе стало белое и начало рыхлеть в активной среде. Что бы оно совсем не растворилось, переложили его в морскую воду. Запах, вроде, ушел. Теперь, после вымачивания в морской воде, филе акулы нужно было засыпать солью и отправить под пресс. Закончив с акулой, устроили совет и после короткого совещания решили уходить с острова. В условиях, когда ожидание погоды может затянуться на несколько дней, болтание на якоре не имело смысла. Настроение не добавляла и огромная туча, которая накрыла остров еще на подходе к Адамсу. Теперь же пошел сильный дождь, который ускорил принятие решения.

В 15.30 снялись с якоря. Очень не хотелось уходить с острова, и перед уходом решили пройти вдоль западного берега в надежде найти хоть какую-то возможность высадки. Однако остров был неприступен. По всему берегу тянулись безнадежные мрачные скалы. Последняя попытка зацепиться не принесла результатов. Все, идем в море. Мы легли на курс 335 градусов. Прощай остров Pitcairn. С твоими фруктами, лобстерам, радиолюбителями и говорливыми представителями власти. Странно, но нас опять не пришли провожать птицы. Все же у острова Хендерсон есть какая-то тайна.

18.00. Остров остался позади. Над ним все так же висела черная туча. Казалось, что она захватила остров и теперь безраздельно властвовала над этим пятачком земли посреди тропического океана. Мы же, уйдя от острова, вырвались из ее власти, и сейчас над нами было ясное небо и светило солнце. Где-то впереди лежал атолл Oeno. До атолла было чуть меньше 70 миль. Ветер северо-восточный 15 узлов. Идет приличная волна. Сильная болтанка. На такой волне разогнаться не получается. Несмотря на благоприятный ветер, идем всего лишь 3,5 узла. Волна все время пытается развернуть яхту и поставить боком к волне. Корму забрасывает и яхта останавливается. Если ничего не изменится, на атолле будем завтра к вечеру. Болтанка не дает покоя. Даже сидя приходится все время отрабатывать резкую и глубокую качку, все время во что-то упираться или за что-то держаться. Постоянно работают все мышцы спины. А перемещение по яхте превращается в настоящее испытание. По нашей маленькой «Купаве» и на спокойной воде ходить не очень просто. Отсутствие места заставляет все время через что-то переступать и куда-то протискиваться. В болтанку же яхта превращается в настоящую полосу препятствий.

Начал давать результаты наш «кокосовый рай». Кокосы мы едим каждый день в больших количествах. Орехи оказались очень вкусные и очень питательные. Кроме прохладного сока в них много сладковатой, очень жирной мякоти. Мы ее едим, и просто отковыривая ножом кусками, и натираем на терке с сахаром. Получается очень вкусно. Перетертый с сахаром орех отлично идет с блинами и чаем. Но, похоже, мы переусердствовали с кокосами. На третий день нашей кокосовой невоздержанности организмы вдруг запротестовали. Началась «Великая чистка организмов». И хоть на яхте было всего два человека, наш походный гальюн на транце в последние дни не пустовал никогда. Иногда приходится выскакивать даже из-за стола, бросая все: суп, чай, блины, орехи... Это доставляло дополнительные неприятности. В условиях постоянной болтанки, оставленная без присмотра тарелка с супом грозила большой бедой. И не раз то Юрин суп оказывался у него на койке, то я по возвращению из очередной неотложной отлучки, находил свой чай у себя на матрасе. Одно радовало – яхта у нас небольшая и бежать на транец не далеко. Случаев опоздания не было. В общем, оказалось, что кокосы не для слабых желудков. Если даже наши, прошедшие испытания морскими ежами и улитками Патагонии, не выдержали. К тому же, мякоть кокосов только называется мякотью. На самом деле, она очень твердая, и уже на второй день челюсти наши начали болеть от постоянного напряжения. Мы решили сделать перерыв и воздержаться от кокосов хотя бы несколько дней. А там посмотрим.

21.01.2011. В полночь до Oeno оставалось около 50 миль. Погода плохая – нас накрыло большой черной тучей. Идет сильный дождь. Все время налетают шквалы. Даже геную нести не можем. Идем под стакселем. Геную мы сменили на стаксель еще вчера вечером, когда появились первые признаки ухудшения погоды. Это избавило нас от ночных авралов по смене парусов под проливным дождем и перекатывающимися через палубу волнами.

К утру погода наладилась. Вскоре после восхода солнца тучи рассеялись, и в небе засияло солнце. После выхода с Хендерсона наша яхта на время превратилась в «кокосовоз». Весь кокпит был  завален кокосами. Кокосы были и в ахтерпике, где мы хранили продукты. Сегодня начали процесс разделки орехов. И яхта сразу превратилась в фабрику по переработке копры. Горы кокосовых отходов быстро образовались в кокпите и на палубе. Регулярное удаление копры в море не улучшало ситуацию. Тут же образовывались новые горы. Разделка кокосов оказалась не таким простым делом. Мы изрядно помучались, найдя, в конце концов, приемлемую технологию чистки орехов. Кожура ореха с толстым слоем копры оказалась надежной защитой содержимого. Пробовали рубить, пробовали пилить. Наконец нашли способ – сначала нож с силой втыкается в кожуру у основания ореха. Главное, дойти лезвием до самого ореха. Потом делается надрез вдоль всего ореха так, что бы прорезать не только кожуру, но и копру до скорлупы ореха. Для этого нужно прилично попотеть. Затем точно так же делается второй надрез в паре сантиметров от первого. Полученная долька копры выковыривается ножом. Сложнее всего именно первая долька. Затем опять делается параллельный надрез. И опять долька удаляется. И так по всему ореху. Получается довольно быстро и эффективно. В этот день мы решили почистить максимальное количество орехов. Разделанный орех небольшой, и занимает значительно меньше места, чем нечищеный. Но уже позже мы обнаружили, что без своей защиты орех плохо хранится и быстро портится. Поэтому в будущем мы перестали заранее их чистить, а хранили всегда в нетронутом виде.

Было около трех часов дня. Я сидел в кокпите и разделывал кокосы, когда по курсу показался атолл. Он тут же скрылся за волной. До атолла оставалось 7 миль. Как раз то расстояние, на котором можно увидеть пальмы на невысоком берегу. Опять прилетели серые любопытные птицы. Как обычно, они кружили над нами, рассматривая яхту. Подлетали так близко, что до них можно было дотянуться рукой. Иногда садились на воду, при этом первым делом проверяя подводную обстановку. Да, акулы на атоллах не дают им расслабиться. Приходится все время совать голову под воду, контролируя, что там происходит.

17.00. Подошли к атоллу. Обходим его с южной, затем с западной сторон. Внутри атолла видны острова. А по наружному берегу идет сильный накат. Рев прибоя разносился на несколько миль и был слышен задолго до подхода к атоллу. Атолл плоский. И не заметить его, особенно ночью, очень легко. Только сейчас, познакомившись поближе с рифовыми атоллами Тихого океана, начинаешь осознавать, насколько опасны они были для мореплавателей прошлого. Единственной возможностью для них избежать столкновения с рифом ночью было вслушивание в океан. Но за шумом окружающей волны не всегда можно было услышать рев прибоя. Кстати, и в наше время полезно вести наблюдение за шумом моря ночью. Недалеко от входа в Рио де Жанейро лежит небольшой каменный остров. Мы подходили к Рио ночью. Шли в лавировку. На пути лежал этот островок. Тогда была моя вахта, и я стоял на руле. Перед подходом я внимательно изучил карту, поэтому смело шел впритирку к острову, обходя его с подветра. Кроме того, передо мной в кокпите был включен второй, внешний, монитор навигационного компьютера, по которому я контролировал окружающую обстановку. (У нас два монитора навигационного компьютера. Один на штурманском месте рядом с компьютером. Второй же выведен в кокпит специально для рулевого). По курсу кораблика на карте монитора была чистая вода с приличными глубинами. Остров оставался в стороне с наветра. В какой-то момент мне показалось, что я слышу рев впереди по курсу. Я глянул на монитор. По карте мы проходили на достаточном расстоянии от острова. Через некоторое время я готов был поклясться, что слышу рев прибоя прямо по курсу. Я спустился вниз и сел за компьютер. И вдруг, после изменения масштаба, прямо по курсу, в паре сотен метров впереди появился еще один остров. Он был гораздо меньше первого. Это была скорее глыба, отколовшаяся от первого острова. Я продолжал увеличивать картинку, и… Остров опять исчез. Я вернул прежний масштаб, и он появился снова. Вот это да. Второй остров был виден только на определенном масштабе. Причем на том, на котором, обычно, я не работаю. Было над чем задуматься. Если бы не шум прибоя, мы легко могли бы выскочить на камни. И это при наличии на борту современных электронных средств навигации. После этого случая мы никогда не доверяли электронным картам. Если доводилось проходить вблизи берега ночью, всегда оставляли достаточный запас чистой воды со стороны берега. Для себя мы приняли нормальным запас не меньше 10 миль.

Внутри атолла, в лагуне, были видны два острова – Oeno  и Sandy. Первый был с мангровой  растительностью. Второй почти полностью голый. Мы прошли вдоль берега к северной стороне атолла, где ожидали найти место с накатом поменьше. Но, к сожалению, по всему периметру атолла гремел прибой. Глубины вокруг большие. Уже в 100 метрах от берега наших концов не хватило бы, что бы положить якоря. Даже если связать их вместе. Глубина у самого рифа не меньше 25 метров. В таких условиях ни стать на якорь, ни зайти на тузике в атолл мы не сможем. Не найдя безопасного места стоянки решаем не останавливаться и идти дальше.

18.00. Берем  курс на архипелаг Gambier  и ложимся на 280 градусов. До архипелага 230 миль. Дует не очень сильный северо-восточный ветер 6-7 узлов. Идем под генуей. Скорость 3 узла.

22.01.2011. Ночь ясная, тихая и спокойная. В небе ярко светит полная луна. К утру небо покрылось слоисто-кучевыми облаками. А по корме яхты, на востоке, рождались большие кучево-дождевые облака. Они зарождались из маленьких облаков, быстро росли и превращались в огромные глыбы. Затем уходили под ветер на юго-запад. Уходили и тянули за собой ветер. Приходилось все время подстраивать подруливающее. С рассветом туча накрыла и нас. Она пришла с сильным дождем и шквалами. Наша скорость под одной генуей достигала 7,5 узлов. Но туча быстро прошла и на весь оставшийся день установилась отличная погода. Лишь на юге и западе видна была мощная тяжелая облачность. Установился ровный благоприятный ветер около 10 узлов.

Сегодня промыли засоленное филе лобастой рыбы с острова Хендерсон. Получилось около 10 кг чистого веса. Сушиться рыбу развесили на корме, на день укрывая ее от солнца тентом. Двадцать восемь приличных кусков филе рядами выстроились под кормовой дугой. Один кусок мы тут же замочили и вечером сварили из него суп. Суп получился на славу. Опыт острова Робинзона Крузо не прошел даром.  Завтра займемся акулой.

23.01.2011. За сутки пройдено 88 миль. Мы уже привыкли к таким небольшим переходам, и не расстраиваемся, когда суточный переход не дотягивает до 100 миль. Ночь ясная, лунная. Ведет подруливающее.  Ветер немного гуляет. Поначалу на вахте я пытался контролировать изменения ветра и перестраивать подруливающее. Но стоило мне накрутить его в одну сторону, как через несколько минут нужно было крутить его уже обратно. В конце концов, я плюнул и успокоился. Реагировать на изменения курса перестал. Просто сидел и смотрел, как GPS вырисовывает на экране змейку. 

Каждое утро нас встречало тучами. Вот и сегодня с севера на нас надвигалась огромная низкая черная туча. Была моя вахта. Гадал, накроет – не накроет. На всякий случай укрыл висевшую на кормовой дуге рыбу. Но туча прошла мимо. Как обычно, она потянула за собой ветер. Ветер зашел на норд и усилился до 15 узлов.

Тучи шли одна за одной. Все они проходили мимо, лишь слегка задевая нас. Каждый раз ветер менялся вслед за тучами. Порой в течение нескольких минут ветер мог изменить направление на 180 градусов. К 12.00 ветер стал понемногу стихать и вскоре совсем скис. Небо затянуло сплошной пеленой облаков. Наша скорость упала до 1,5 узлов. Однако к вечеру опять подошла туча. Ветер задул 15 узлов и на какое-то время мы разогнались до 5,5 узлов. Мы уже рассчитывали на хорошую ночь, но скоро все опять скисло.

24.01.2011. Ночь тихая и безветренная. Генуя хлопает на волне, но мы ее не убираем. Все-таки, какие-то дуновения она подбирает, и мы потихоньку движемся. За прошедшие сутки прошли всего 66 миль. Около полуночи немного задуло фордевинд и мы «побежали» 3,5 узла. Ясно. В чистом небе светит яркая луна. Вокруг спокойно и тихо. Такие ночи Бог не засчитывает в срок жизни. Вот только б ветра немного побольше.

К утру небо затянуло низкой облачностью. Вокруг идут дожди, лишь над нами пока сухо. Тучи пошли еще ночью. Ветер стал гулять от фордака до галфвинда и дальше, на полный бейдевинд. Пошли шквалы. Появилась ветровая волна. Невысокая и короткая. Как раз такая, какая делает жизнь на «Купаве» интереснее и разнообразнее. Об этом свидетельствуют вылетающие время от времени из рубки сочные реплики в ее адрес. Началась жуткая болтанка. Однако по всем признакам, погода сегодня должна быть неплохой. Ждем улучшения погоды часам к одиннадцати.

Уже который день нас терзают «проносы». Такого количества кокосов, которое мы съели за последние дни, не выдержал бы ни один организм. В итоге, мы решили исключить на какое-то время из меню это «райское наслаждение». Нам бы выдержать уже имеющееся «наслаждение». Но иногда, нет-нет, да и нарушим наше кокосовое воздержание. Но стоит только попробовать орех, как мы тут же «взрываемся».

На пути к Gambier, не доходя 20 миль до архипелага, лежит атолл Temoe. Пройти мимо него мы не могли. Во всяком случае, попытаться высадиться на берег мы должны. К 8.00, когда до атолла оставалось 8 миль, показались пальмы. Как и все предыдущие атоллы, Temoe плоский, поросший пальмами и явно без воды. Идем к его южному берегу. Дальше планируем спуститься с ветром вдоль восточного берега на север острова. Исходя из ветровой обстановки, ожидаем, что именно на северном берегу сможем найти место для стоянки. 

10.20. Подошли к южной оконечности атолла. Атолл представляет собой группу островов, соединенных коралловым рифом с большой лагуной в центре. Как и положено, снаружи атолл окружен барьерным рифом, выходящим на сотню метров от берега. Прибоя с востока почти нет – здесь слишком большие глубины перед рифом и волна не успевает образоваться. Хорошее место для высадки. Но большая глубина и навальный ветер не позволяют рассматривать его в качестве якорной стоянки. Идем вдоль восточного берега на север. Издалека кажется, что по всему берегу тянется песчаный пляж. Однако, что это за песок, мы уже знаем по другим атоллам. Босиком по нему не побегаешь. Весь пляж усыпан обычным морским мусором – разнокалиберными буйками, кранцами, веревками, канистрами и другой морской всячиной. Всем тем, что может быть сорвано с якоря или смыто с палубы шальной волной.

Далеко впереди, на северо-восточной оконечности острова, на пляже показался большой предмет. Сначала мы решили, что это выброшенная цистерна. Но подойдя ближе, мы сделали трагическое открытие. На берегу, уже внутри рифа, лежала разбитая яхта. Она лежала в том самом месте, где наблюдался самый большой прибой. Подойдя ближе, мы смогли рассмотреть яхту. Достаточно большая, около двенадцати метров длиной. Сломанная мачта лежала рядом. А на палубе видны были леерные стойки. Что произошло с яхтой? Что случилось с экипажем? Давно ли она сюда попала? И возможно ли яхту спасти? Эти вопросы крутились у нас в голове. Принимаем окончательное решение – во что бы то ни стало, высаживаемся.

 
Страница: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]